Филиппо (такое имя дали мальчику при крещении) родился в 1548 г. в городке Нола близ Неаполя, в семье небогатого дворянина, служившего в армии. В 15 лет Бруно поступил в доминиканский монастырь и принял при постриге новое имя — Джордано.
В монастыре молодой монах получил хорошее образование и был вызван в Рим, где юношу представили папе Пию V. Обвиненный впоследствии в ереси, 28-летний Джордано бежал в Женеву и затем скитался по Европе. В 1584 г. в Лондоне он издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд «О бесконечности, Вселенной и мирах». Джордано Бруно решительно высказался в защиту учения Коперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Он утверждал: думать, что Вселенная ограничена, замкнута — значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить бесконечность; считал, что у Вселенной нет и не может быть единого центра.
Миры — планеты и солнца — находятся в вечном изменении и развитии, рождаются и умирают. Меняется и поверхность Земли — за большие промежутки времени «моря превращаются в континенты, а континенты — в моря». Наконец, жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно разнообразны, так же многообразны условия на разных планетах. Жизнь во Вселенной неизбежно порождает и разум, причем разумные существа других планет совсем не должны походить на людей — ведь Вселенная бесконечна и в ней есть место для всех форм бытия. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю привычную картину мира.
В 1592 г. Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что его ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его «тайному знанию», раздосадованный, выдал его инквизиции. Узнав об аресте Бруно, римский папа Клемент VIII потребовал у независимой Венецианской республики его выдачи. Вот какую характеристику дали узнику судебные власти Венеции: «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение». Тем не менее, в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.
Оставшиеся годы жизни Джордано Бруно провел в тюрьме инквизиции, где от него требовали отречься от «еретического» учения. На следствии он держался с редким мужеством и достоинством, открыто отстаивая свои взгляды. Смертный приговор ученому был вынесен 8 февраля 1600 г. 17 февраля Джордано Бруно по обычаю инквизиции был заживо сожжен на костре в Риме на площади Цветов.
Коперник, как и все астрономы до него, думал, что космос замкнут «сферой неподвижных звезд». Бруно же выдвинул головокружительную идею: звезды — это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. В небе — бесчисленные звезды, созвездия, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других миров. Следовательно, кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Планеты в отличие от звезд светят не своим, а отраженным светом. Солнце, как и планеты, вращается вокруг оси — всеобщее движение есть закон Вселенной. В Солнечной системе помимо шести известных тогда есть еще планеты, не видимые глазу в силу их удаленности от нас.
Джордано Бруно в духе своего времени пытался заменить на небесной сфере античных мифологических героев христианскими добродетелями. В своей аллегорической поэме «Изгнание торжествующего зверя», написанной в Лондоне в 1582–1584 гг., он приписывает мифологическим персонажам и животным, «поселившимся» на небосклоне, ряд пороков и предлагает заменить их и «христианизировать» звездное небо.
Джордано Бруно хорошо знал взаимное расположение созвездий, прекрасно владел мифологией и предположительно разбирался в астрологии, о чем свидетельствует озвученное им соответствие созвездий и пороков. Например, созвездие Малый Пес было олицетворением Подлизывания, Лести и Рабского послушания, которые требовали замены на Кротость, Домовитость, Ласковость, Любвеобилие на поле Благодарности и Верности. В Андромеде Бруно видел Упорство, Злобу и глупое Убеждение в поле сугубого Невежества, что было необходимо исправить на Добродушие, Надежду, Ожидание на поле Доброй Дисциплины. Созвездие Кит, якобы символ Бури, Вихря, Хлопот и Беспокойства, предлагалось очистить до состояния Спокойствия духа на поле Мира и Отдыха.