Экзопланеты

космос
В космосе существует огромное количество планет, и некоторые из них имеют атмосферу

У многих звезд за пределами Солнечной системы есть свои планетарные системы, которых сегодня насчитывается более 500. Из них половина звезд имеют по две планеты. Планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы, назвали экзопланетами (греческая приставка «экзо» означает «вне, снаружи»).

На экзопланетах могут плескаться моря, правда, необязательно из воды

На некоторых из них есть атмосфера. Планета Осирис в созвездии Пегаса окружена газовой оболочкой, в которой астрономы обнаружили признаки наличия воды, углекислого газа, водорода, натрия и метана (на Земле этот газ выделяет в болотах).

На экзопланете, принадлежащей созвездию Лебедя и вчетверо превышающей Землю по размеру, удалось обнаружить водяной пар. Название экзопланеты, которую от нас отделяют 124 световых года (то есть свет проходит это расстояние за 124 земных года), весьма своеобразное — HAT P-llb.

КАК ИЗУЧАЮТ АТМОСФЕРЫ ЭКЗОПЛАНЕТ?

Чтобы проверить наличие атмосферы на далеких планетах, астрономы используют особенность света в период, когда планета проходит перед своей звездой. В этот момент атмосферные вещества сильно поглощают испускаемое звездой излучение. Получив такой спектр света звезды, наблюдаемого в телескоп, его сравнивают со спектром этой звезды во время, когда планета не мешает. Из этого сравнения определяют, какая именно часть излучения поглощается атмосферой планеты. Таким же путем определяют присутствие в атмосфере исследуемой планеты тех или иных химических веществ.