«Падающие звезды»: метеоры, метеориты, кометы

«В пятницу утром 15 февраля 2013 года жители ряда регионов Урала наблюдали полет болида — огненного шара с хвостом, который завершился яркой вспышкой и взрывом.»
«РИА Новости» о Челябинском метеорите

В небе над нашей планетой происходит много интересного: проносятся кометы и метеорные тела, мелькают вспышки метеоров, болидов, падают на Землю метеориты. Как разобраться во всех этих явлениях? Это не так уж сложно.

Сгорел или упал?

Все знают: если видишь падающую звезду, нужно загадать желание. О том, что падают на самом деле вовсе не звезды, тоже слышали очень многие. Что же сыплется на нас с неба? Для начала нужно разобраться с терминологией, которая на первый взгляд кажется немного запутанной.

Метеоритный дождь
Метеоритный дождь на звездном небе

Итак, метеороид, или метеорное тело, — это космический объект, движущийся по своей орбите и попавший в атмосферу Земли. Чаще всего метеороидами бывают осколки астероидов или комет, в редких случаях это обломки Луны или Марса. Метеороиды занимают промежуточное положение между астероидами и космической пылью.

Метеор — это не предмет, а явление. Метеором называют вспышки света и другие явления, которые происходят при прохождении метеороидом земной атмосферы. Метеор большой интенсивности, достигающий звездной величины -4, называется болидом. Наконец мы добрались до метеорита. Что же называют этим термином? Метеорит — это твердое космическое тело, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.

Проще говоря, пока обломок астероида или кометы находится в атмосфере, он называется метеороидом. Если он сгорит, то так им и останется, а вот если достигнет поверхности планеты, то станет метеоритом. Получается, что падающие звезды — это метеороиды, ведь это они вызывают такие яркие вспышки в небе.

С небес на землю

Обломки небесных тел обычно входят в нашу атмосферу на высокой скорости — от 10 до 70 км/с. В результате трения об атмосферу метеороид разогревается и начинает светиться. Он не просто светится, а по-настоящему горит и очень часто сгорает в небе без остатка. Но если объект был достаточно большим, а его скорость не достигла максимальной, оставшаяся от него часть падает на Землю.

метеорит
Чаще всего встречаются метеориты — обломки астероидов. Они могут быть от нескольких миллиметров до нескольких метров в диаметре. Выглядит метеорит как кусок железа или камня, иногда — как их конгломерат

Подсчитано, что небольшой метеор, скорость которого при попадании в атмосферу была 25 км/с, сгорает без остатка. А от метеорного тела весом в несколько десятков килограммов останется лишь небольшой камешек. Те, кому посчастливилось взять в руки метеорит сразу после его падения, свидетельствуют, что осколок теплый, даже горячий.

Если метеороид не сгорел, то он постепенно начинает торможение, и его траектория меняется с горизонтальной на вертикальную. То есть он попросту падает вниз. Его свечение в это время прекращается, поэтому обнаружить метеорит на поверхности Земли бывает непросто.

Иногда метеорное тело не просто горит, а взрывается и распадается на несколько частей, каждая из которых падает самостоятельно. В этом случае можно увидеть потрясающее по красоте явление — метеоритный дождь. В некоторых случаях взрывы происходят уже на земле, и метеор может полностью сгореть. Считается, что это произошло с Тунгусским метеоритом, который упал в Сибири в 1908 году. Другой знаменитый метеорит, Челябинский, прилетевший к нам совсем недавно — в 2013 году, распался на множество мелких и крупных осколков.

Величественная и хвостатая

С Земли кометы выглядят как мутноватые небольшие пятна, за которыми тянется длинный хвост. Перепутать комету с метеором сложно: она движется гораздо медленнее, можно сказать величественнее, и никуда не исчезает. Обычно, если комета появилась на небе, ее можно наблюдать несколько дней. К сожалению, это прекрасное явление большая редкость. В лучшем случае кометы приближаются к Земле раз в год.

комета Галлея
Самая знаменитая из комет — комета Галлея, в последний раз она пролетала рядом с Землей в 1986 году. Ее следующий визит планируется в 2061 году

Комету называют «грязным снежком», потому что она представляет собой сгусток льда, частиц космической пыли и замерзших газов. Этот сгусток и есть сама комета, или ее тело (ядро). Все остальные части, которые можно наблюдать, — всего лишь оптические явления, которые происходят из-за испарения газов и льда.

Когда комета находится вдали от Солнца, это просто ледяной шар диаметром от одного до нескольких десятков километров, и тогда ее очень сложно обнаружить. По мере приближения к Солнцу лед испаряется, пыль рассеивается, и вокруг ядра образуется пылевое облако, называемое комой. Из-за него комета и выглядит мутной и туманной. Позже под воздействием солнечного ветра у кометы вырастает хвост из частиц пыли. Эти частицы отражают свет Солнца, поэтому хвост светится желтым. У кометы может появиться и второй хвост, голубой. Это газ, который электризуется под воздействием Солнца. Хвост кометы (или ее хвосты) направлен в сторону, противоположную Солнцу, — туда, куда дует солнечный ветер.

В Древней Руси кометы считали движущимися хвостатыми звездами, предвещающими разнообразные беды. В летописи «Повесть временных лет» есть упоминания о таких «звездах»