Нейтронные звезды, или пульсары

Пульсар
Пульсар — вращающаяся нейтронная звезда, излучающая периодические электромагнитные импульсы

Нейтронная звезда — астрономический объект, состоящий из нейтронной сердцевины-ядра и тонкой (толщиной 1—2 км) коры из особою вещества, содержащего тяжелые атомные ядра, например ядра железа. Другими словами, это быстро вращающийся шар плотно упакованных внутри железной оболочки нейтронов. Чудовищные силы тяжести делают эту оболочку очень гладкой и блестящей. Массы нейтронных звезд сравнимы с массой Солнца, но их радиусы составляют лишь 20—30 км. Вещество нейтронной звезды — самая плотная форма материи (чайная ложка такого суперъядра весит около 1 млрд т).

Со временем эти звезды стали называть пульсарами. Пульсар — космический источник электромагнитного (радио-, оптического, рентгеновского или гамма-) излучения, приходящего на Землю в виде периодических импульсов. Пульсары, как выяснилось, и есть быстро вращающиеся нейтронные звезды. Именно они излучают очень короткие, длительностью около сотой доли секунды, импульсы, повторяющиеся через строго определенный интервал времени (порядка 1 с). Из-за этой регулярности сигналов ученые поначалу решили, что импульсы могут быть весточками от внеземных цивилизаций.

Нейтронные звезды обладают самыми сильными магнитными полями во Вселенной, в миллиарды раз превосходящими земное. Пульсар можно представить в виде огромного намагниченного волчка, крутящегося вокруг оси, не совпадающей с осью магнита. Этот волчок имеет колоссальную массу и высокую температуру поверхности, а вращающееся магнитное поле создает огромное по величине электрическое поле, способное разгонять протоны и электроны почти до световых скоростей. Причем все эти заряженные частицы, носящиеся вокруг пульсара, зажаты в ловушке из его колоссального магнитного поля и могут вырваться на волю только в пределах небольшого угла около магнитной оси. Именно эти потоки заряженных частиц и являются источником того радиоизлучения, благодаря которому и были открыты пульсары.