Опасность астероидов и метеоритов

Едва сформировавшись, Солнечная система начала меняться и развиваться. Огромную роль в этом играли столкновения небесных тел, которых в те отдаленные времена в окрестностях Солнца было намного больше. Подобные столкновения происходят и в наше время. Даже орбиты планет из-за таких взаимодействий с другими космическими объектами не раз менялись — происходила «планетная миграция».

Земля — небольшое небесное тело, и вероятность ее столкновения с крупным астероидом или кометой очень мала. Однако она существует, а последствия такой катастрофы могут оказаться поистине ужасными.

Падение астероида на Землю в эпоху формирования нашей планеты

Угроза с орбиты

Происходившие в прошлом столкновения нашей планеты с различными небесными телами оказали огромное влияние на всю историю ее развития. Изменялся угол наклона земной оси, климат целых континентов, массово вымирали животные и растения на суше и в океанах.

Крупнейший железный метеорит Хоба
Крупнейший железный метеорит Хоба, обнаруженный в Намибии, так и остается на месте своего падения

До сих пор на поверхности земной коры сохраняются астроблемы — «звездные раны», нанесенные Земле астероидами и крупными метеоритами. Их насчитывается несколько сотен с размерами от нескольких десятков метров до сотен километров, а возраст «звездных ран» оценивается учеными от 2 млрд лет до нескольких десятилетий. На протяжении своей истории Земля пережила столкновения с сотнями астероидов диаметром до 1 км и с десятками небесных тел диаметром более 10 км. При ударе такого объекта, движущегося с огромной скоростью, о земную поверхность вся его масса мгновенно испаряется вместе с миллионами тонн земных горных пород, образуется гигантский кратер и выделяется огромное количество энергии. На обширных пространствах необратимо нарушается природное равновесие.

Катастрофы жизни

Исследователи считают, что за время своего существования Земля пережила несколько глобальных катастроф, причинивших страшный ущерб всему живому. В некоторых из них погибало свыше 90% всех обитателей планеты. При падении астероида на Землю 439 млн лет назад были уничтожены 25% семейств и видов морских животных и 60% морской флоры, 364 млн лет назад исчезло 22% животных и 57% растений, 250 млн лет назад погибли 95% живых существ. Виновником последней катастрофы стал астероид диаметром 5 км, упавший в Австралии и образовавший кратер диаметром 120 км. Его падение вызвало извержения вулканов по всей планете и гигантское цунами, поднявшаяся в верхние слои атмосферы пыль на несколько лет скрыла Солнце, наступило резкое похолодание.

Хорошо сохранившийся метеоритный кратер в штате Аризона (США)

Самая известная из «космических» катастроф, подписавшая смертный приговор динозаврам, случилась 65 млн лет назад. От ее последствий погибли 16% морских животных, 47% морской флоры и 18% сухопутных позвоночных.

Не исключено, что именно падение небольшого астероида или крупного метеорита вызвало изменение климата и длительную засуху в 23 в. до н. э., которая привела к упадку ближневосточной цивилизации.

А в начале 20 в. — 30 июня 1908 г. в районе реки Подкаменная Тунгуска в Сибири — в результате падения крупного небесного тела, которое ученые считают ледяным ядром кометы, произошел гигантский взрыв в атмосфере. Его мощность составила около 30 мегатонн — это примерно 30 крупных ядерных зарядов. На площади около 3 тыс. км2 была повалена тайга, 300 км2 леса выгорело. Многочисленные экспедиции, отправившиеся в этот район, не обнаружили остатков вещества внеземного происхождения.

Падение ядра кометы в районе Подкаменной Тунгуски

Астероид Апофис

Современный уровень развития человеческой цивилизации позволяет человечеству пережить столкновение Земли с астероидом диаметром 20—30 м. Тем более что последствия такой катастрофы длятся не столетия, а всего несколько лет. Поэтому внимание астрономов постоянно приковано к небесным телам, чьи размеры превышают полкилометра. Таких астероидов, время от времени сближающихся с Землей, не меньше тысячи. Одним из них является открытый в 2004 г. астероид Апофис, чья орбита сблизится с Землей в 2029 г. на расстояние 29 тыс. км. При этом существует примерно один шанс из ста, что может произойти столкновение астероида с нашей планетой, поэтому уже сейчас все перемещения Апофиса по орбите тщательно отслеживаются и разрабатываются планы его уничтожения, если вероятность столкновения станет большой.

Астероид Апофис

Падение такого космического тела, как Апофис, на Землю может привести к тяжелейшим последствиям: полному уничтожению городов и поселений в радиусе 300 км, к возникновению гигантских цунами на море и непредсказуемым экологическим изменениям.