Шарль Мессье: автор каталога звездных объектов

«Ученый изучает природу не потому, что это полезно: он изучает ее потому, что это доставляет ему удовольствие, потому, что она прекрасна.»
А. Пуанкаре

Шарль Мессье прославился как первооткрыватель множества комет, а также как автор каталога, в который вошли туманности, звездные скопления и галактики. Этот каталог существует до сих пор, правда, в обновленной версии.

Охотник за кометами

Шарль Мессье
Шарль Мессье (1730–1817), французский астроном

Шарль Мессье заболел кометами еще в четырнадцать лет, когда впервые увидел это великолепное зрелище. В 1744 году над Землей пролетела одна из так называемых больших комет — комета де Шезо с шестью хвостами. Через четыре года молодой человек наблюдал кольцеобразное солнечное затмение, уже неплохо разбираясь в астрономии.

Он родился в зажиточной семье, но его отец рано умер, и надежд на получение хорошего образования не было. Шарль работал учеником в конторе аукциониста и научился чертить, рисовать, составлять таблицы и различные документы. Благодаря этим навыкам в 21 год ему удалось получить место ассистента в Парижской обсерватории военно-морского флота.

Работа была несложной: Шарль делал копии звездных и земных карт, вел журналы наблюдений. А в свободное время штудировал всю доступную литературу о кометах. Наступил 1758 год, в котором, по предсказанию Галлея, должна была появиться знаменитая комета. Шарль пытался выследить комету, основываясь на наблюдениях разных астрономов, но она никак не обнаруживалась. Впоследствии стало ясно, что комета появилась позже, так как отклонилась от орбиты из-за притяжения Сатурна и Юпитера. Шарль Мессье все-таки увидел комету и опубликовал результаты своих наблюдений. Но другой астроном увидел комету первым, и лавры первооткрывателя достались ему.

Мессье был разочарован, но это не помешало ему продолжить любимое занятие — наблюдение за звездным небом в поисках комет. Он стал первым в истории и самым известным «охотником за кометами», это занятие захватило его полностью.

Среди любителей астрономии существует традиция устраивать «марафон Мессье». Это означает, что нужно обнаружить все объекты каталога за одну ночь. Это можно сделать только в марте и октябре, находясь в северных широтах

Каталог досадных помех

Чуть ли не каждую ночь астроном устраивался возле телескопа обсерватории и начинал осматривать звездное небо в поисках движущегося объекта. Это не могло не дать результатов: за свою жизнь Шарль Мессье наблюдал движение 44 комет, 15 из них были до него неизвестны, он стал их первооткрывателем, пять комет он открыл вместе с другими астрономами.

Мессье не просто любовался хвостатыми объектами, он вел планомерные наблюдения, которые позволили вычислить орбиты движения комет. Попутно он наблюдал и изучал другие интересные космические явления: затмения Солнца, Луны, спутников Юпитера, а также прохождение Меркурия и Венеры по солнечному диску.

небо
Все объекты каталога Мессье можно увидеть в самые простые телескопы или даже невооруженным глазом, поэтому многие астрономы-новички начинают с него знакомство со звездным небом

В начале своей карьеры «ловца комет» Мессье иногда делал ошибки, принимая за кометы другие объекты. Так, в 1758 году он решил, что обнаружил новую комету, но позже оказалось, что это неподвижная туманность. Он был раздосадован и решил составить карту объектов, которые можно принять за кометы, но которые ими не являются. Он сразу же занес в «черный список» первый объект.

В дальнейшем список активно пополнялся. В 1771 году вышел первый вариант «Каталога туманностей», в нем было 45 объектов. Последняя редакция, выпущенная при жизни автора, содержала уже 103 «туманности». На самом деле, далеко не все из объектов, найденных Мессье, были туманностями. Среди них находились шаровые и рассеянные звездные скопления, галактики, ну и, конечно, туманности разных видов. Тогда природа всех этих разнородных космических объектов была непонятна, с этим астрономы разобрались позже. Но их местонахождение было определено Мессье очень точно.

«Меня заставила создать этот каталог туманность в Тельце, которую я обнаружил 12 сентября 1758 года, наблюдая комету этого года. Форма и яркость туманности оказались так похожими на кометные, что я поставил себе задачу найти другие, подобные ей, чтобы астрономы не могли спутать их с кометами» (Ш. Мессье)