Земля: уникальная и одна из многих

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Ю. А. Гагарин

Земля — третья по счету планета от Солнца. Когда-то ее считали плоской, потом — правильной сферой. На самом деле, наша планета похожа на шар, приплюснутый в районе полюсов и немного растянутый в ширину у экватора.

Живая планета

Древние греки не считали Землю планетой. Планеты, по их мнению,— это то, что находится в космосе, постоянно перемещаясь по звездному небу. А Земля — это центр Вселенной. Сегодня мы знаем, что наша планета — одна из многих в Солнечной системе и во Вселенной. Но все же она уникальна и не похожа на другие. В чем же заключается отличие Земли от остальных планет?

Фотография Земли со спутника

На Земле есть вода, причем не в газообразной форме, в виде водорода, а в жидком состоянии. Реки, озера, ручьи, моря и океаны занимают две трети поверхности нашей планеты. Другое фундаментальное отличие — присутствие в воздухе кислорода, и в довольно большом количестве — около 21%. На других планетах кислорода нет, хотя иногда в атмосфере обнаруживаются его следы.

Эти две характеристики — самые важные, так как они стали причиной зарождения на Земле жизни. Наличие на планете разнообразных форм жизни, от простейших одноклеточных организмов до млекопитающих и человека, можно считать следующим отличием. Зарождение первых организмов, по мнению ученых, произошло в Мировом океане, и случилось это около 3,5 миллиарда лет назад.

Земля полностью покрыта льдами
По одной из гипотез, 500–700 миллионов лет назад наша планета была полностью покрыта льдами и походила на гигантский снежок. Когда льды растаяли, произошел резкий скачок увеличения разнообразия форм жизни

Земная кора представляет собой огромные каменные плиты, которые находятся в еле заметном, но постоянном движении. За время существования нашей планеты форма материков значительно менялась. Меняется она и сейчас, но это происходит так медленно, что мы этого не замечаем. Земля — это живой организм, и движение коры — одно из проявлений жизни. Другое явление того же порядка — вулканы, которые извергают расплавленную породу, поднимающуюся из недр планеты.

Земля и все, что на ней находится, постоянно движется, и происходит это неравномерно. В районе экватора скорость вращения около 1600 км/ч, а чем ближе к полюсам, тем она ниже

Ядро — в центре, земная кора — на поверхности

В общих чертах строение Земли таково: в центре планеты находится ядро, вокруг него расположена мантия, а на поверхности — земная кора. Каждая из этих трех составляющих имеет сложную структуру и свои подразделения. Ядро делится на твердую часть, находящуюся в центре, и жидкую, которая обволакивает твердую. Из чего состоит ядро, точно не известно, ведь добраться до него мы никак не можем. Ученые считают, что состав ядра близок к составу железных метеоритов, прилетающих на Землю.

Мантия делится на нижнюю и верхнюю и является основной частью нашей планеты. Она состоит из силикатных горных пород и содержит в себе вещества, которые на поверхности Земли не встречаются. То, что происходит в мантии, оказывает самое непосредственное влияние на земную поверхность. Именно в этом слое зарождаются вулканы, здесь кроются причины землетрясений и движения континентов. Сама же мантия находится под воздействием процессов, происходящих в ядре.

Земная кора — верхний слой, который делится на два типа: континентальный и океанический. Как понятно из названия, континентальный слой — это суша Земли, океанический — ее водная поверхность.

Но это далеко не все, что можно сказать о строении нашей планеты. Существуют еще и внешние оболочки, среди которых: литосфера — каменный слой планеты; гидросфера — вся вода на Земле; криосфера — ледяное покрытие; атмосфера — слой воздуха над планетой; биосфера — все существующие формы жизни. Человечество относится к последней сфере Земли, но активно использует для своей жизни все остальные области.

Наблюдая за планетой с искусственных спутников, исследователи обнаружили, что днем верхняя часть земной атмосферы расширяется из-за воздействия тепла, а ночью — сжимается

День рождения Земли

Мы все понимаем, что Земля существует уже очень давно, но можно ли точнее определить ее возраст? Когда родилась на свет планета, на которой мы живем? Конечно, никакого дня рождения у Земли нет, ведь она появилась не в один момент, а зарождалась постепенно, под воздействием силы притяжения, из фрагментов вещества, рассеянного по Солнечной системе.

ЗЕМЛЯ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ
Когда-то поверхность Земли напоминала горячее желе, атмосферной защиты у планеты еще не было, и ее постоянно атаковали астероиды. Они проваливались очень глубоко и вызывали извержение лавы, которая застывала, постепенно формируя земную поверхность

По современным научным данным, возраст Землиоколо 4,6 миллиарда лет. Эту цифру ученые озвучили после того, как изучили метеориты, прилетающие на Землю, радиоактивным методом. Кто-то может удивиться: при чем здесь метеориты? Дело в том, что метеориты — это осколки астероидов. А они, как и все планеты Солнечной системы, зародились в одно и то же время и имеют приблизительно одинаковый возраст.

На нашей планете уже не осталось таких древних пород, они разрушились под влиянием землетрясений, эрозии и других факторов. Самые древние камни, которые обнаружены исследователями, имеют возраст 3,6 миллиарда лет. Но Земля старше на миллиард — об этом говорят обломки астероидов, состоящие из того же вещества, что и третья планета от Солнца.