Биологические часы

Старая пословица «ранняя пташка червячка клюет» справедлива для многих живых существ. И не потому что «жаворонки» используют более выгодную жизненную стратегию, но потому что таким образом организм подстраивает собственную физиологию и поведение к предсказуемым изменениям окружающей среды.

Выживание зависит не только от адаптации к внешним изменениям, но и от возможности предсказывать события дня: цветущие растения готовятся к опылению, раскрывая лепестки в нужное время; ночные животные рыщут в поисках пищи, проснувшись перед закатом. Первым начал изучать этот феномен французский астроном Жан-Жак д’Орту де Мейрен в 1729 году. Заметив, что Mimosa pudica раскрывает листья днем и закрывает на ночь, он поместил растение в ящик, чтобы проверить, не реагирует ли оно просто на солнечный свет. Но и в темноте листья продолжали раскрываться и закрываться в прежнем ритме. Де Мейрен решил, что поведение растения определяется иными внешними факторами, изменением температуры или магнитного поля, но вовсе не течением времени.

Циркадные ритмы

Поведение часто отражает физиологические процессы, повторяющиеся с цикличностью, примерно соответствующей 24-часовому периоду обращения Земли вокруг своей оси. Уровень гормона сна мелатонина возрастает ночью и падает в течение дня, в то время как температура тела — ровно наоборот. Немецкий ботаник Эрвин Беннинг в 1930-е годы открыл, что разным сортам бобовых нужно разное время для развития побегов, а при скрещивании двух сортов время развития гибрида оказывается чем-то средним. Это предполагало наличие внутреннего хронометра, биологических часов с дневными циркадными ритмами.

Эти ритмы формируются на основе естественного цикла, циркадного ритма, который составляет не ровно 24 часа (термин «циркадный» — от circa diem, «в течение дня», лат.). Исследователь сна Чарлз Цейслер обнаружил, что в среднем циркадный цикл человека составляет 24 часа и 11 минут. Измерить его можно путем анализа физиологических маркеров, таких как гормоны, или поведенческих ритмов, типа дневной активности грызунов, или пика появления взрослых дрозофил из куколок.

Хранитель времени

Современная наука хронобиология зародилась в сарае где-то в Скалистых горах. Британец Колин Питтендрай из Принстонского университета в 1952 году проводил лето на полевой станции в Колорадо и решил повторить эксперименты Беннинга. Немец выяснил, что если поместить дрозофил в темноту и снизить температуру среды с 26 до 16 °С, их жизненный цикл (до появления взрослых особей) замедляется на 12 часов. Метаболизм состоит из химических реакций, на которые влияет окружающая температура, и потому тепло должно ускорять циркадные ритмы, а холод — замедлять, превращая биологические часы в бесполезный хронометр.

Один темный ящик Питтендрай установил возле автоклава, а второй — в сарае у заброшенной шахты. И в отличие от Беннинга он обнаружил, что пик появления на свет дрозофил в холодном сарае сдвигается лишь на час. Повторив эксперимент в Принстоне, он получил тот же результат. В конце 1950-х Питтендрай с коллегами доказали, что такой вариант компенсации изменения температуры встречается у различных организмов, включая одноклеточных простейших и споровые грибы, и, значит, биологические часы — повсеместная часть жизни.

Синхронизация

Хотя хорошие часы не реагируют на такие изменения в окружающем пространстве, как температура, они должны уметь корректировать время. Это достигается посредством применения внешнего сигнала, того, что немец Юрген Ашофф назвал zeitgeber («водитель ритма» по- немецки), который синхронизирует внутренние часы с внешним миром в ходе процесса под названием «навязывание ритма». Именно zeitgeber не позволяет циркадным ритмам отклоняться от 24-часового цикла вращения Земли.

Ключевым zeitgeber для большинства организмов является свет. «Таймер» (эталонные часы), или ритмоводитель, у млекопитающих —  это SCN (супрахиазмальное, или супраоптическое, ядро), скопление нервных клеток в передней области гипоталамуса. Американские нейробиологи Роберт Мур и Ирвинг Цукер в 1972 году независимо друг от друга выяснили, что повреждение SCN нарушает циркадные ритмы у крыс. Мур зафиксировал аномальный уровень гормонов надпочечников, физиологический ответ на стресс, а Цукер наблюдал изменения в питьевом поведении и двигательной активности, животные становились активными в необычное время.

Таймер «перезагружается» в критические часы рассвета и сумерек. У млекопитающих этот свет регистрируется особым типом клеток глаза, которые не задействованы в нормальном зрении. Эти «светочувствительные нервные клетки сетчатки глаза», открытые Дэвидом Берсоном и Самиром Хаттаром в 2002 году, составляют 2% слоя над палочками и колбочками сетчатки и связаны непосредственно с таймером.

Гены внутренних часов

В одном из экспериментов Беннинг выращивал дрозофил при постоянном свете на протяжении жизни 30 поколений (около года), чтобы разрушить их циркадные ритмы. Но когда он поместил дрозофил в абсолютную темноту, ритмы восстановились. Это доказывает, что организм следит за временем не при помощи специфической памяти, внутренние часы наследуются генетически.

«Циркадные ритмы отражают экстенсивное программирование биологической активности, которая использует вызовы и возможности, предлагаемые природными циклами окружающей среды» Колин Питтендрай

Механизм внутренних часов, их шестеренки, — это белки, уровень содержания которых меняется в течение дня. Эти белки кодируются «генами биологических часов». Первый такой ген был открыт в 1971-м американскими генетиками Роналдом Конопкой и Сеймуром Бензером, которые нашли три мутировавшие формы мушек с аномальным временем вылупления (обычно взрослая особь вылупляется ранним утром, в конце ночного периода): дрозофилы с длинными циркадными ритмами (которые вылуплялись слишком поздно), с более короткими ритмами (вылуплялись слишком рано) и мушки вовсе без ритма (вылуплялись в случайное время суток). Мутация, определившая их поведение, обнаружилась в одном и том же участке ДНК, этот ген теперь называется «период».

Компоненты биологических часов у разных видов различаются, но базовый механизм одинаков. В зависимости от активности «часового гена» уровень кодируемых им белков поднимается или падает, что определяет, присоединяются ли белки к ДНК и включают/выключают гены, ответственные за поведение. Например, ген tok1 контролирует время, когда растения просыпаются по утрам и закрывают поры в листьях, чтобы предотвратить утрату жидкости, по вечерам. Все составляющие взаимодействуют и регулируют деятельность друг друга по типу обратной связи.

Биологические часы

Циркадные ритмы человека

Внутренние биологические часы регулируются таким внешним механизмом, как свет, который влияет на физиологические процессы, определяющие нашу ежедневную активность и поведение. Уровень мелатонина, например, растет по ночам и снижается в течение дня, и от него зависит наше желание спать.

Ночное освещение

Сон - это самое важное из состояний, регулируемых внутренними часами. У человека циклы свет-тьма и сон-бодрствование были строго синхронизированы тысячелетиями, но технологии изменили эту ситуацию: авиаперелеты вызывают джетлаг, поскольку солнечный свет вступает в конфликт с часами, которые диктуют «время спать»; искусственное освещение позволяет людям регулярно перезагружать собственные внутренние часы, особенно если они работают посменно. Циклы свет-тьма и сон-бодрствование контролируются внутренним хронометром и гомеостатом сна, расположенными в гипоталамусе. Связь между усталостью и голодом неудивительна, принимая во внимание, что гипоталамус контролирует обе эти функции, - тогда становится понятно, почему среди ночи нам хочется перекусить, когда надо бы спать. Кроме «хронометра» в мозге существуют еще «часы раба», рассеянные по телу, и они синхронизируются не светом, а иными внешними регуляторами. Печень, к примеру, подстраивает наше внутреннее время всякий раз в процессе приема пищи. Нарушение синхронизации, еда по ночам, ведет к плохому самочувствию, нарушениям сна, депрессии и ожирению.

Сон