Чем опасна дизентерийная амёба?

Дизентерийная амёба – представитель класса саркодовых, родственник свободноживущих амёб. Она паразитирует в организме человека и других приматов.

В большинстве случаев дизентерийная амёба не вызывает никаких заболеваний у человека: примерно 90% инфекций протекают бессимптомно и не требуют лечения. Амёбы мирно существуют и размножаются просвете толстого кишечника, питаясь бактериями и остатками непереваренной пищи, которых они поглощают путем фагоцитоза. Человек при этом здоров, но является носителем дизентерийной амёбы. При размножении амёбы образуют цисты, которые выходят в окружающую среду и могут заражать других.

Внешний вид дизентерийной амёбы. Видны ядро и цитоплазма

Однако в некоторых случаях дизентерийные амёбы проникают в слизистую оболочку кишечника, вырабатывая специальные ферменты, которые поражают стенку кишки и приводят к образованию язв. В такой форме амёбы питаются эритроцитами или всасывают питательные вещества через плазматическую мембрану. У больного наблюдаются признаки интоксикации организма, боли в животе, кровавая диарея, обезвоживание. При отсутствии лечения нередко развивается амёбный абсцесс печени, так как патогенные формы амёб могут проникать в кровеносные сосуды и поражать другие органы человека.

Амёбы с поглощенными эритроцитами

Дизентерийная амёба не имеет жесткой формы тела. От внешней среды клетка отграничена плазматической мембраной. Внутри клетки хорошо заметно крупное ядро. Поскольку дизентерийная амёба обитает в бескислородной среде, у нее редуцированы митохондрии: вместо них обнаруживаются некрупные тельца, получившие название митосом, не имеющие митохондриального генома и не выполняющие типичных функций митохондрий. Энергию амёба получает за счет брожения. Для дизентерийных амёб свойственно спиртовое брожение, с преобразованием глюкозы в пируват, а пирувата в этанол.

Интересно, что у дизентерийной амёбы ранее не удавалось обнаружить также типичных мембранных структур эукариотических клеток – эндоплазматического ретикулума и аппарата Гольджи. Однако, по последним данным, эндоплазматический ретикулум у дизентерийных амёб все-таки есть.

Эндоплазматический ретикулум в живой дизентерийной амёбе
Эндоплазматический ретикулум в живой дизентерийной амёбе. Зеленым цветом окрашен белок, локализованный в ЭПР. Интересно, что ЭПР, образующий единую сеть в клетке, отсутствует в ложноножке амёбы.