Генетика поведения

Наффилдский совет по биоэтике: «Будет неразумно предполагать, что генетика не поможет определить степень ответственности, даже если отсутствие или наличие вины не зависит от генетических факторов»

Определенные поведенческие и личные качества передаются по наследству. Люди с религиозными родителями чаще ходят в церковь, тогда как выросшие в семьях с левыми убеждениями по достижении 18 лет с большей вероятностью будут голосовать за левых. Мы все знаем людей, чьи черты характера напоминают нам об их близких родственниках, — нервных дочерей у нервных матерей или отцов и сыновей, разделяющих страсть к рыбалке или машинам.

Народная мудрость объясняет это воспитанием: взгляд ребенка на жизнь формируется его родителями через намеренное внушение или пассивное наблюдение их вкусов. Однако такой вывод слишком прост. Да, дети делят дом с матерями и отцами, что в огромной степени влияет на их личность, но это не все, что у них есть общего. Дети также наследуют по половине ДНК от каждого из родителей, и наука показала, что это не менее важно, если не более.

Естественные эксперименты

Относительные вклады природы и воспитания очень сложно различить при изучении семей, поскольку и то и другое может объяснить общие черты характера от духовности до злопамятности. Поскольку неэтично разлучать детей и родителей в контролируемых экспериментах, такие исследования должны полагаться на естественные обстоятельства.

Как мы видели в главе 17, однояйцевые близнецы делят как домашнюю обстановку, так и ДНК, тогда как разнояйцевые — дом и только половину ДНК. Таким образом, их сравнение может оказаться крайне поучительным: если на признаки влияет генетика, однояйцевые близнецы будут более похожими. Также полезны исследования усыновлений и удочерений. По наследуемым характеристикам усыновленные дети будут больше похожи на свои биологические семьи, чем на приемные.

Такие исследования показали, что генетика влияет не только на физические характеристики, например рост или вес. Многие аспекты интеллектуального, психологического и личного развития также, по крайней мере, частично, наследуются. К ним относятся интеллект, антисоциальное поведение, склонность к риску, религиозность, политические взгляды и «большая пятерка» личностных факторов: нейротизм, интроверсия/экстраверсия, доброжелательность, добросовестность и открытость опыту. Даже способность женщины испытывать оргазм может зависеть от генов.

Наследуемость

Такие эффекты можно количественно описать при помощи статистических методов и рассчитать факторы наследуемости. Наследуемость выражается в процентах или десятичных долях, и ее легко неправильно трактовать. Когда генетики говорят, что некий признак, скажем любовь к острым ощущениям, наследуем на 60 %, это не значит, что любой человек может свалить 60 % своей тяги к прыжкам с тарзанки на гены. Также это не значит, что из 100 людей, занимающихся экстремальными видами спорта, 60 унаследовали эту страсть, а 40 ей научились. Истина несколько сложнее: 60 % различий между отношением людей к риску объясняется наследуемой генетической изменчивостью.

Таким образом, термин «наследуемый признак» применим только к уровню популяции; он ничего не сообщает о том, как генетика повлияла на конкретного человека. У кого-то основную роль играют гены, у других - жизненный опыт. Факторы наследуемости отражают среднее. Если значение этого фактора не равно нулю (как в случае родного языка) или единице (как в случае болезни Хантингтона), качество формируется под воздействием как природы, так и воспитания.

«Генетика поведения не способна изучать сложное поведение или обобщенные концепции добра и зла. Нет данных о существовании генов, предрасполагающих к добру или злу, и любые такие данные будут слишком неоднозначными и применимыми [только] к очень малому числу случаев» Филип Зимбардо, психолог из Стэнфордского университета

Этические головоломки

Обычно исследования генетики поведения абсолютно безобидны. Если мы узнаем, какую роль генетика играет в затруднениях при чтении или антисоциальном поведении, мы сможем найти гены - или факторы среды, - влияющие на эти признаки, и разработать лекарства или социальные программы для их исправления. Но знание о воздействии генов на поведение также ставит перед нами сложные этические вопросы.

В 1991 году Стивен Мобли ограбил пиццерию в городе Оаквуд, штат Джорджия, и застрелил менеджера заведения Джона Коллинза. Его признали виновным в убийстве и приговорили к смертной казни, но адвокаты подали апелляцию, основанную на инновационных предпосылках. Их клиент вышел из семьи с длинной историей жестоких преступлений и нес мутацию, связанную со схожим поведением в голландской семье. Гены заставили Мобли совершить преступление, поэтому, заявили его адвокаты, ему необходимо смягчить наказание.

Апелляцию отвергли, и Мобли был казнен в 2005 году. Многие ученые считают, что такой подход к защите был сомнительным, поскольку связь между мутацией и склонностью к насилию далеко не однозначная. Однако если будет доказано, что несколько генов влияют на агрессивность или психопатию, в будущем трактовка закона может стать менее однозначной. Генетические анализы не позволят снять с себя ответственность: гены могут делать людей более склонными к определенному поведению, но они вовсе не вызывают его. Однако некоторые специалисты отстаивают необходимость использования такой информации при назначении наказания, как это происходит в случае психических заболеваний. Британский Наффилдский совет по биоэтике недавно вынес заключение, что генетика может помочь «в определении степени ответственности».

Другие последствия более зловещи. Генетические анализы могут использоваться для идентификации людей, чьи гены делают их более вероятными преступниками, как в фильме «Особое мнение». Сходные методы могут применяться в школах, чтобы отбирать генетически одаренных детей для специального обучения, а также для оценки пригодности соискателей к определенной должности.

Однако эти методы будут основываться на недопонимании: генетика поведения является вероятностной, а не детерминистской наукой и применима только к популяциям, а не отдельным особям. Использование генетической информации для составления мнения о человеке будет нарушением свободы личности. Поведение людей является результатом сложного взаимодействия генов и жизненного опыта, и для каждого из нас это соотношение разное. Личные качества следует оценивать на основании того, кем люди являются, а не того, кем они должны быть согласно их генам.

Рост

Одна из ловушек генетики поведения хорошо иллюстрируется признаком, в который гены однозначно вносят вклад, — ростом. По оценкам, примерно 90% различий в росте людей отражают генетические вариации; было обнаружено 20 генов, вносящих вклад в рост. Хотя факторы среды, например питание, играют роль, генетика оказывает сильное влияние.

Рост

Однако никто в здравом уме не скажет, что рост надо оценивать по генетическим анализам. Измерение роста всегда будет давать более точный результат. То же самое справедливо для множества наследуемых характеристик, включая характер, интеллект и агрессивность. Когда можно точно описать фенотип, то генотип, на котором основан этот фенотип, в реальном мире роли не играет.

Являются ли близнецы хорошей моделью?

Исследования близнецов лежат в основе генетики поведения, но их ценность была поставлена под сомнение. Критики предполагают, что близнецы могут отличаться от обычных детей и, следовательно, не отражать общество в целом. Родители также могут относиться к однояйцевым близнецам более сходным образом, чем к разнояйцевым.

Исследователи близнецов считают эти утверждения несерьезными. Существует мало доказательств того, что близнецы отличаются от других людей. И даже когда родители ошибочно считают однояйцевых близнецов разнояйцевыми, они больше похожи друг на друга, чем просто братья и сестры.