Интеллект и гены

Роберт Пломин: «Этот ген [IGF2R] — не ген гениальности. Это даже не ген общего интеллекта; в крайнем случае, он один из многих»

Все знают, что интеллект — понятие неоднозначное. Есть математические гении, с трудом выражающие свои мысли словами, и гуманитарии, путающиеся в простейшей арифметике. Умным людям зачастую не хватает здравого смысла, и способность понять, что не так с поломанной машиной, не всегда идет рука об руку с большим словарным запасом.

Роберт Пломин
Роберт Пломин

Однако, несмотря на разнообразие интеллектуальных талантов, большинство людей согласны, что существует некий всеобъемлющий интеллект. Еще в 1904 году английский психолог Чарлз Спирмен заметил, что оценки школьников по разным предметам группируются: ученик, показывающий высокие результаты по математике, обычно будет успевать и по литературе. Спирмен объяснил это общим интеллектом, или фактором g.

Чарлз Спирмен
Чарлз Спирмен
Данные Спирмена подтверждаются тестами IQ. Хотя такие тесты измеряют различные интеллектуальные навыки, включая скорость мышления, вербальное, математическое и пространственное мышление, результаты человека во всех областях обычно близки. Несмотря на сомнения в точности тестирования IQ, хотя бы часть различий между способностями людей может быть объяснена фактором g.

Общий интеллект наследуется. Исследования близнецов и усыновлений показали, что значительная доля вариации фактора g, от 50 до 70%, может объясняться генетикой. Это неудивительно: развитие мозга, как и любого другого органа, зависит от ДНК. Однако связь между генами и интеллектом остается спорной, в том числе потому, что ранние исследования этого вопроса проводились приверженцами евгеники, включая Фрэнсиса Гальтона. Многие социологи до сих пор отказываются верить в такую связь.

Интеллект
Интеллект

Гены интеллекта

Хотя генетика поведения показывает, что интеллект наследуется, она ничего не говорит о генах, которые на него влияют. Для их обнаружения ученые используют сравнительные методы, описанные в главе 19 и обычно используемые для идентификации заболеваний.

Каждый год американские дети, показывающие высокую успеваемость в школе и IQ около 160, посещают летний лагерь в Айове. Роберт Пломин из лондонского Института психиатрии понял, что эта группа может послужить прекрасным источником генетических исследований, и получил разрешение протестировать ДНК 50 участников. Он сравнил эти образцы ДНК с образцами 50 детей сходного возраста и социального статуса, не посещавших лагерь.

Из более 1800 генетических маркеров выделялся один - ген на хромосоме 6 под названием IGF2R. Определенная его версия была более распространена среди одаренных детей. Возможно, IGF2R является геном интеллекта?

Пресса именно так и решила. Однако сам Пломин оказался более осторожен. Он отметил, что если результаты будут повторены (чего не произошло), то этот ген можно назвать одним из множества, влияющих на интеллект. Не менее половины из 21 500 человеческих генов работают в мозге и любые из них могут влиять на психическое развитие. Любое воздействие IGF2R будет давать маленький вклад в фактор g. Это не ген интеллекта, но один из десятков если не тысяч кандидатов, каждый из которых может играть ключевую роль.

Недавние исследования Пломина подтверждают эту мысль. Исследование 7000 детей в возрасте 7 лет показало связь шести генов с IQ, но воздействие каждого из них было настолько мало, что с трудом измерялось. Наибольшее влияние оказывал ген, отвечающий за 0,04 % изменчивости интеллекта, и даже все шесть генов вместе отвечают всего за 1 %. Скорее всего, эти гены больше всего влияют на IQ: если бы существовали другие, их бы уже обнаружили.

Эффект Флинна

Конечно, тесты IQ не являются идеальным способом измерения интеллекта. Ранние версии основывались на определенных культурных особенностях, в результате чего некоторые социальные и этнические группы показывали низкий результат, поскольку им не хватало общих знаний. Современные версии в основном избегают этой ловушки, но их результаты сомнительны по другой причине: по крайней мере, в развитых странах средние результаты растут.

Это явление называется эффектом Флинна в честь открывшего его новозеландского ученого Джеймса Флинна. Часто эффект Флинна используют для того, чтобы поставить под сомнение связь генов и интеллекта. Если интеллект определяется генетикой, утверждают критики, то показатели IQ должны быть постоянными. Либо тесты ненадежны, а значит, вся область ошибочна, либо интеллект определяется условиями среды, которые изменяются быстрее, чем гены.

Джеймс Флинн
Джеймс Флинн

Тесты IQ не безошибочны, но все равно дают полезную информацию. Они предсказывают академическую успеваемость вне зависимости от семейных обстоятельств, и они дают хоть и грубую, но меру интеллекта. Однако эффект Флинна не отрицает генетическую гипотезу. Даже самый упертый генетик не будет утверждать, что интеллект не зависит от воспитания: наследуемость от 0,5 до 0,7 по определению означает, что среда вносит вклад. И даже когда генетическая составляющая выше, различия в окружении могут оказывать сильное воздействие.

Никто не будет спорить, что гены влияют на рост. Это один из наиболее наследуемых человеческих признаков: 90 % изменчивости определяется ДНК. Однако в развитых странах средний рост между 1970 и 1980 годами увеличился на 1 см. Это является результатом факторов среды, включая улучшение питания и здравоохранения, десять лет — слишком малый срок, чтобы генетика могла измениться. Даже когда влияние генетики велико, окружающая среда вносит значительный вклад. Эффект Флинна показывает, что нечто похожее происходит с интеллектом. В самом деле, поскольку интеллект менее наследуем, чем рост, вклад окружения будет еще больше. На психическое развитие могут влиять питание и образование, увеличение роли технологий и изменения семейной структуры и рынка труда. Но все это не исключает влияния генов.

Переменная наследуемость

Распространено мнение, что воздействие генетики на поведенческие признаки, включая интеллект, с возрастом снижается, а образование и жизненный опыт становятся важнее. На самом деле верно обратное. Существует множество доказательств того, что гены по мере старения начинают играть более важную роль.

Как же так? По-видимому, в детстве на нас очень сильно влияет наше школьное и семейное окружение и мы ведем себя соответственно. Но по мере взросления мы постепенно обретаем свободу действовать и вести себя согласно нашей природе и темпераменту. У нас появляется возможность отринуть социальные условности, если мы чувствуем, что они нам не подходят.

ASPM

Известно, что ген ASPM участвует в развитии мозга. Его длина связана с числом нейронов во взрослом мозге: он длиннее у людей, чем у мышей, и длиннее у мышей, чем у плодовых мушек. Дефекты в этом гене приводят к микроцефалии — нарушению, при котором останавливается рост мозга.

Брюс Лан из Чикагского университета обнаружил, что примерно 5800 лет назад появилась новая аллель человеческого ASPM. Она быстро распространилась, что показывает ее преимущество при отборе. Поскольку вариант начал процветать примерно в то же время, когда человечество начало развивать сельское хозяйство, строить города и использовать письменность, возникло предположение, что преимущество нового варианта гена связано с интеллектом.

Однако на данный момент доказательства отсутствуют: ASPM не влияет на показатель IQ, однако есть небольшая корреляция со способностями к тональным языкам, например китайскому. Однако вполне вероятно, что другие недавно эволюционировавшие генотипы внесли вклад в развитие интеллекта человечества.




Поделиться ссылкой