Метаморфоза

Превращение, или метаморфоза, гусеницы в бабочку или головастика в лягушку всегда вызывало любопытство. С конца 1600-х гг. люди начали изучать эти примечательные изменения с научной точки зрения.

Ян Сваммердам

Голландский энтомолог Ян Сваммердам провел первые важные исследования предмета. В то время многие люди думали, что в результате метаморфозы один вид животного буквально превращается в совершенно другой. Сваммердам доказал, что это не так, продемонстрировав, что внутри личинок насекомых, таких как шелкопряд, уже можно различить формирующиеся крылья. Работу Сваммердама серьезно дополнил французский ученый Рене Реомюр, в 1734 г. опубликовавший «Мемуары по естественной истории насекомых».

Как это происходит?

Первые исследования были в основном анатомическими, но позже внимание сосредоточили непосредственно на механизмах наблюдаемых изменений. Было отмечено, что органы личинки насекомого при метаморфозах разрушаются и что тело взрослой особи вновь вырастает из из маленьких групп клеток. После открытия гормонов в начале ХХ в. стало известно, что метаморфозы происходят под действием гормонов. У лягушек и жаб изменения от головастика к взрослой особи провоцирует тиреоидный гормон. У насекомых же гормон называется ювенильным и циркулирует в крови личинки. Когда ювенильный гормон перестает поступать, начинается превращение.

Иллюстрация Рене де Реомюра
Иллюстрация Рене де Реомюра, показывающая развитие личинки овода, оленьего паразита

И почему?

Метаморфозы дают преимущества животным, организмы которых затрагивают. Происходит разделение труда — гусеница ест, а бабочка отдает всю энергию на размножение. Кроме того, метаморфозы сводят на нет борьбу за ресурсы между взрослыми особями и их потомством. Головастик кормится в воде, а лягушка ищет пищу на суше. В случае с морскими созданиями, например моллюсками, кораллами и морскими звездами, взрослые особи зачастую передвигаются медленно или вообще всю жизнь остаются на одном месте. Эти животные выпускают тысячи крошечных личинок, которые перемещаются вместе с планктоном, и это способствует распространению вида.

шелковичный червь
Несмотря на свое название, шелковичный червь вовсе не червяк, а гусеница мотылька. Жизненный цикл шелковичного червя — пример «полной метаморфозы», проходящей в четыре этапа: яйцо, личинка, куколка (стадия покоя, когда формируются ткани взрослой особи) и взрослая особь (или имаго). Личинка, готовясь к окукливанию, плетет кокон из тонких нитей шелка. Это волокно собирают и превращают в тонкую ткань.