Бихевиоризм

К концу 1940-х годов философы, психологи и представители нейробиологии согласились с тем, что всех их интересует человеческое мышление, но встал вопрос: изучают ли все они один и тот же объект?

Изучение высших психических функций мозга, а в особенности его наиболее специфической человеческой способности — мышления, — строится на допущении, что мозг человека является местом локализации частных событий — если короче, то мыслей и чувств. Однако к началу 1940-х годов эта идея вызывала непрерывные споры.

В 1949 году суть проблемы была изложена в трудах английского философа Гилберта Райла. Он утверждал, что со времен Декарта философские представления о разуме находились под влиянием превратных представлений. Декарт был дуалистом, а это означало, что согласно его взглядам разум и тело существуют раздельно, и такой подход дает ясное представление о том, как с того момента ученые смотрели на проблему разума. Райла называл такие взгляды «призраком в машине».

Б .Ф. Скиннер
Теория оперантного обусловливания Б .Ф. Скиннера окончательно спутала все карты, когда с ее помощью попытались объяснить механизм взаимодействия тела и разума.

Радикальное поведение

Психолог Б. Ф. Скиннер начал новую атаку и с другой стороны. По его утверждению, доказательств того, что мысли или познания управляют телом, не существует. Чтобы показать это, он разработал метод обучения голубей и других «бессловесных» животных выполнению сложных задач. Его голуби умели воспроизводить «умные» поведенческие акты высших обезьян и сходных с ними животных.

Поведение животных
Поведение животных было описано приматологами, такими как, например, Джейн Гудолл. Это описание, допускает мысль о том, что животные обладают мышлением, но не способны подтвердить это

Никто не утверждал, что голуби были такими же умными, как и высшие приматы, поэтому Скиннер выдвинул предположение, что мышление, в том числе и свойственное разуму человека, не является частью того процесса, с помощью которого мозг контролирует поведение. Он был уверен, что свободная воля — это лишь иллюзия, и каждое наше действие является результатом его последствий — мы предпринимаем что-либо для того, чтобы получить вознаграждение или избежать потери, точно так же, как действовали его голуби.

Эта теория получила известность как радикальный бихевиоризм. Единственным способом противостоять таким взглядам была попытка связать мышление, память, знание и мысли в единый физический процесс.

Одна из сохранивших свою актуальность идей Райла — идея об «ошибке категорий». Только на основании того, что существует возможность говорить о мышлении и мозге с помощью одних и тех же понятий, нельзя говорить, что оба они принадлежат к одной и той же категории вещей.



Поделиться ссылкой