Идентичность

Когнитивистика, или наука о разуме и мышлении, представляет собой широкое поле для исследований, сочетающее нейробиологию с философией и компьютерными технологиями. В 1980-х годах философы вернулись к вечным вопросам о том, как разум осознает сам себя. Хорошей отправной точкой на пути к решению была концепция идентификации личности.

Годы берут свое
Годы берут свое, но действительно ли это все та же личность?

Английский философ XVII века Томас Гоббс описал парадокс, известный как «корабль Тесея». Тесею, герою древнегреческих мифов, необходимо починить свой корабль. Старые снасти, паруса и палуба удалены, слажены новые. Корабль настолько стар, что пришлось поменять все детали. Тем временем другой плотник из этих старых частей собирает корабль. Оба корабля поднимают паруса и отправляются в плавание.

Какой из двух кораблей является кораблем Тесея? Кто-то скажет, что это корабль, построенный из старых досок. Но Тесей плывет на борту нового корабля и не согласен с этим. Гоббс указывает, что принадлежность к тому или иному классу не определяется соответствием одной лишь материи. И сегодня, 400 лет спустя, мы можем задать тот же вопрос в отношении нашего тела, которое на протяжении всей жизни обновляет кожу, кровь и многие другие ткани. Ваше тело — это то же тело, в котором вы родились?

Психическая составляющая

В 1984 году британский философ Дерек Парфит вновь привлек внимание к вопросу об идентичности. Он вообразил машину, перемещающую человеческое тело от одной планеты к другой. Но что-то пошло не так, и на одну из планет прибыли два одинаковых человека. Кто из них подлинный? Эквивалентны ли они друг другу? Парфит ссылается на идеи Джона Локка, допуская (как и большинство из нас), что личность обоих астронавтов есть набор одинаковых воспоминаний. Оба были эквивалентны друг другу — пока не встретились, в этом вся суть.

Мысленный эксперимент Парфита призван показать: наша личность — наше ощущение своего «я» — существует только в настоящем и с каждым мгновением изменяется. Между тем мы рассматриваем себя как непрерывный бытийный поток. По мнению Парфита, это ощущение — суть, творение инстинкта выживания, который питается от воспоминаний о прошлых событиях, чтобы с их помощью решать проблемы здесь и сейчас, а также метафизические дилеммы. Именно так создается биография личности. Мы знаем себя по нашим достижениям, ведь едва ли существует хранилище аксиом, определяющих нас. Но как это соотносится с постулатами нейробиологии?

Спорное решение

Изображения, полученные сканированием мозга, показывают, что наше ощущение себя формируется в медиальной области префронтальной коры, в передней части мозга. Когда испытуемых просят оценить себя (например, уточнить, проявляют ли они доброту к незнакомым людям), в этом участке мозга запускается процесс извлечения из памяти соответствующих фактов, необходимых для того, чтобы сформулировать ответ. Будет ли он честным или нет, не имеет значения. Вместе с тем этот участок мозга не используется, если подопытный имеет дело с базовыми фактами.

Интересно, что медиальная область префронтальной коры проявляет наибольшую по сравнению с другими частями мозга активность в ситуациях, когда человек остается наедине с собой и ничем не занят — только размышляет о случайных вещах. Некоторые исследователи полагают (но другие с этим не согласны), что эта область мозга усиленно работает над историей своей жизни, не забывая и то время, которое она провела внутри сканера.

РОБОТЫ-БЛИЗНЕЦЫ

Хироси Исигуро не имел близнеца, но создал его себе сам — робота, которого он зовет геминоидом. Японский инженер часто посылает геминоида в деловые поездки, чтобы тот представлял его на встречах. У робота есть тело (которое постоянно совершенствуется, чтобы он как можно больше походил на Исигуро), а технология видеосвязи позволяет близнецу-человеку присутствовать на заседаниях.

РОБОТЫ-БЛИЗНЕЦЫ



Поделиться ссылкой