Исполнительная функция

Исполнительная функция относится к контрольной системе мозга, позволяющей нам, среди прочего, организовывать свои мысли и поведение, расставлять приоритеты и планировать задачи, а также принимать решения. Некоторые такие способности, развивающиеся в течение всего детства и отрочества, в точности предсказывают различные последствия для дальнейшей жизни.

Когнитивный контроль, также иногда именуемый «исполнительной функцией», — понятие, применяемое в психологии и нейробиологии для обозначения многокомпонентной системы, надзирающей за другими функциями высшей умственной деятельности и управляющей ими. Этот собирательный термин описывает множество процессов, включая внимание, умственную гибкость, планирование, решение задач, устное рассуждение, рабочую память и способность переключаться между несколькими занятиями. Эта функция возникла в процессе эволюции современного ума и привязана к префронтальной коре — участку мозга, гораздо более развитому у людей, чем у их ближайших предков-приматов. Процессы, которыми она управляет, совершенно необходимы в целеполагательных действиях и способности справляться с новыми ситуациями. Именно эти процессы, как это сейчас представляется, страдают при психических и неврологических расстройствах широкого диапазона, включая болезнь Альцгеймера, СДВГ, аутизм, депрессию и шизофрению.

С середины XIX века нам было известно, что префронтальная кора — важнейший для исполнительной функции участок мозга: с того самого случая с железнодорожным рабочим Финеасом Гейджем, когда он повредил себе лобную долю и потерял способность принимать решения. Дальнейшие исследования ветеранов Первой мировой войны с поражениями лобных долей показали, что эти раненые с большим трудом обучаются новым навыкам. Данные наблюдения привели в конце концов и к пониманию, что исполнительная функция важна для абстрактного, высшего мышления.

Теории исполнительной функции

В 1960-х годах советский нейропсихолог Александр Лурия выдвинул предположение, что лобные доли отвечают за программирование, отслеживание и регулирование нашего поведения. Эту значимую мысль недавно переформулировали и ловко поименовали «контролирующей системой внимания». Согласно этой модели исполнительная функция привлекает множество взаимодействующих между собой подсистем, координирующих наши цели и действия. Она активна, пока мы действуем в пределах привычных сценариев, и следит за соперничающими автоматическими откликами, отбирая наиболее подходящий и подавляя остальные. Когда же мы сталкиваемся с новой ситуацией, включается контролирующая система и переключает внимание, необходимое для выработки подходящих новых откликов, а также обеспечивает дополнительное подавление и активацию необходимых автоматических откликов.

«У нормальных взрослых лобные доли контролируют поведение частично за счет контроля уровня активации, вызываемой разными раздражителями» Александр Лурия (1902-1977), советский нейропсихолог
Александр Лурия
Александр Лурия

Еще одна значимая модель, предложенная в 2001 году, основывается на представлении, что обработка поступающей в мозг информации — конкурентный процесс. Эта модель приписывает префронтальной коре роль слежения за последовательностями активности в многочисленных системах мозга, включая занятые вниманием, памятью, эмоциями и движениями, и поддерживания тех последовательностей, которые имеют отношение к текущей цели и действиям, необходимым для ее достижения. Для этого префронтальная кора накладывает чувственные данные, внутренние состояния и двигательные реакции друг на друга и усиливает деятельность в требуемых нейронных путях для выполнения текущей задачи. Это особенно важно в случаях, когда такое наложение слабо или постоянно меняется, иными словами, — в новых ситуациях.

Тест маршмэллоу

Еще одна важная исполнительная функция — контроль импульсов, т. е. способность гасить автоматические отклики вроде тех, что возникают в тесте Струпа, или откладывать поощрение. В конце 1960-х годов группа исследователей из Стэнфордского университета разработала тест маршмэллоу для анализа способности откладывать поощрение. Этот эксперимент поставили на детях от трех до пяти лет, приглашенных из университетского детсада.

В ходе эксперимента исследователи приводили ребенка в комнату, где стоял стол, а на столе — тарелка с чем-нибудь вкусным (маршмэллоу, печеньем или кренделем). Затем малышу сообщали, что он может съесть лакомство хоть сейчас, если хочет, однако получит добавку, если выдержит искушение 15 минут. Одним детям также предоставили средства отвлечься: выдали привлекательную игрушку или предложили думать о чем-нибудь веселом и приятном, а других просто оставили в комнате без игрушки и без наставления.

Исходный эксперимент провели на 50 детях, но с тех пор через него прошло более 500 малышей. Исследователи обнаружили, что лишь меньшая часть детей слопала угощение тут же, стоило взрослому покинуть комнату. Многие выдерживали несколько минут, а примерно треть смогла одолевать искушение до конца и получить второе лакомство. Некоторые закрывали глаза ладошками, чтобы не видеть угощения, а другие принимались пинать стол ногами или дергать себя за волосы, лишь бы отвлечься. Тест маршмэллоу задумывался как одноразовое исследование, но в итоге вылился в длительный эксперимент, в котором ученые смогли отследить во взрослой жизни более трети первых участников. Многочисленные дальнейшие исследования первых участников 40 лет спустя показали, что способность откладывать вознаграждение в юные годы предвещает успех во взрослой жизни. К примеру, протяженность ожидания, на которое ребенок был способен в детстве, показала хорошую корреляцию с результатами его контрольных: тот, кто мог ждать дольше, получал в школе лучшие оценки.

Другие отсроченные исследования показали: чем дольше ребенок мог выдерживать искушение, тем выше его образовательные достижения в целом, его чувство собственного достоинства и способность справляться со стрессом во взрослой жизни. С другой стороны, те, кто предпочел в исходном эксперименте мгновенное поощрение, с вероятностью примерно 30% набрали во взрослом возрасте избыточный вес и имели большую предрасположенность к увлечению алкоголем или наркотиками, а также к различным умственным расстройствам.

Эффект Струпа

Эффект Струпа — увеличение времени реагирования из-за помех восприятия. Подопытных просят прочитать названия цветов или назвать цвет, которым написано слово. В некоторых случаях эти два раздражителя не противоречат друг другу (например, слово ЧЕРНЫЙ набрано черной краской), а в некоторых они в конфликте (допустим, слово ЧЕРНЫЙ набрано красным). Если попросить испытуемого назвать цвет краски, обычно это занимает у него больше времени, когда цвет и смысл слова не совпадают. В таком случае мы обычно реагируем автоматически — прочитываем написанное, а это значит, для того, чтобы дать правильный ответ, необходимо подавить автоматический отклик, который сильнее, но не подходит к задаче, и выбрать тот, что слабее, но подходит лучше. Эффект Струпа назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые описавшего его в 1930-х годах, и с тех пор его активно используют для проверки исполнительной функции.

Джон Ридли Струп
Джон Ридли Струп



Поделиться ссылкой