Неизученные возможности мозга

Неоднократно высказывалась мысль, что возможности гениев — это не аномалия, а норма.

Почему же тогда, по подсчету ряда независимых экспертов, за все исторически обозримое время на Земле появилось всего около 500 таких людей? Причина же, по которой гении появляются столь редко, в том, что возможности нашего мозга используются далеко не полностью. Мозг человека изучен так же мало, как Вселенная. Даже о той его части, которой, как выяснили ученые, мы интенсивно пользуемся, мы знаем крайне мало. Что говорить о предназначении остального! Использовать свой мозг так, как мы используем его сейчас, все равно, что забивать гвозди микроскопом. Но почему же природа не научила нас правильно пользоваться этим «микроскопом»? Возможно, человек еще морально не готов узнать тайны мироздания, которые ему тогда откроются (хотя есть пессимистическая точка зрения, согласно которой мы утеряли некогда имевшиеся у нас возможности).

Некоторые исследователи полагают, что неиспользуемая часть мозга — это «неприкосновенный запас». Доказано, что в мозгу есть резервные нейроны, которые при нарушениях деятельности мозга устремляются к очагу возбуждения и берут на себя функции поврежденных нейронов. Известно, что нейроны не способны к восстановлению и размножению и погибают при стрессах. Резервные нейроны призваны их замещать. Поэтому, если мозг использовать полностью, мы будем лишены этого резерва.

Чудеса без чудес

Некоторым людям природа дала шанс попробовать сверхвозможности уже сейчас. Феноменальные достижения таких людей обусловлены врожденными свойствами мозга. Ярким примером таких возможностей является быстрый счет.

В 60—70-х гг. прошлого века мир потрясали способности индийской женщины Шакунталы Деви. Она с необыкновенной скоростью решала арифметические задачи любой сложности, намного опережая вычислительную технику. Достаточно сказать, что Шакунтала всего за две минуты извлекла корень 73-й степени. Ничего сверхъестественного в ее способностях не было — подобных результатов можно достичь специальными тренировками. Это доказал, например, иллюзионист Юрий Горный, быстро складывая в уме многозначные числа и запоминая длинные ряды цифр. Правда, Шакунталу пока еще никто не превзошел. Но это объясняется ее врожденными неординарными способностями к математике: она решала сложные задачки уже в том возрасте, когда обычные дети едва узнают цифры.

Другой подобный пример — сверхпамять. Более 30 лет назад был проведен такой эксперимент. Стимулируя определенную точку мозга пациента, ученые добились того, что у него в 15 раз возросли способности к запоминанию. В среднем человек запоминает около 7 знаков, такой же результат был у пациента до стимуляции. А сразу после нее он запоминал более 100 знаков. Это доказывает, что наш мозг способен на чудеса.

В экстремальных ситуациях или после длительной интенсивной умственной деятельности подобные способности может проявить и обычный человек. Такие мгновения принято называть инсайтами (озарениями). Мозг в эти моменты работает по-другому, он гиперактивируется, то есть сверхвозбуждается. Электроэнцефаллограмма (исследование биоритмов мозга) при гипервозбуждении показывает ту же картину, что и при эпилепсии.

СХЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСАЙТА
СХЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСАЙТА

Возникновению частого или длительного гипервозбуждения мозга препятствует работа защитных механизмов, призванных охранять его от возникновения болезни. Если планомерно учить мозг гипервозбуждаться, то и защита его возрастет — человек получит новые возможности, не поплатившись за них эпилептическими припадками. Так, если человека без подготовки бросить в ледяную воду, он заболеет, так как его защитные механизмы не привыкли к подобным крайностям. Если же человек закаливается постепенно, то его защита тоже постепенно возрастает и позволит ему спокойно купаться в ледяной воде.




Поделиться ссылкой