Трепанации Древнего мира

Мозг – совершенно уникальный орган. Доисторические факты свидетельствуют о том, что осознание этой истины, сформированное интуитивно или в процессе обретения людьми опыта, существовало уже давно. Одна из причин, позволяющая нам делать такой вывод, заключается в том, что некоторые ископаемые черепа человека доисторической эпохи хранят в себе следы хирургических вмешательств.

В начале XIX века в руках Александра Франсуа Барбье дю Бокажа, французского географа, оказался череп древнего человека. Обнаруженный на севере Франции, череп имел повреждение — значительных размеров отверстие. Подобные образцы ранее обнаруживали и другие ученые, но, похоже, такие находки были особенно характерны для территории Франции. Дю Бокаж сразу узнал эти отверстия — это были следы удаления фрагмента кости, а не результат травмы.

На черепе видны три отверстия — следы трепанации
На черепе видны три отверстия — следы трепанации. Чтобы операция была успешной, нож хирурга должен был остановиться в миллиметре от мембраны, окружающей мозг, чтобы не пронзить ее

В Средние века, а иногда и позже, врачи проводили процедуру удаления частей кости черепа. Процедура называлась трепанацией. Термин восходит к старофранцузскому существительному, обозначавшему сверло или бур (только представьте себе, какое жуткое зрелище она представляла!).

Образец черепа, найденного дю Бокажем, демонстрировал признаки того, что кость имела шансы зарасти, так что трепанация не была смертельной для человека. Между тем истинное значение открытия было утеряно для дю Бокажа и всего остального научного сообщества на несколько десятилетий.

приматы
Многие ископаемые черепа гоминидов хранят на себе следы тупой травмы, в основном это результат того, что их головы были разбиты. Следы указывают на то, что даже самые примитивные из наших обезьяноподобных предков осознавали, что если необходимо уничтожить соперника, то лучший способ — целиться в голову

Хирурги каменного века

К концу XX века коллекция черепов со следами трепанации, собранных со всей Европы, оказалась довольно внушительной. Поразительным был тот факт, что эти образцы относились к периоду 10 000 - летней давности, а возможно, даже к более ранним эпохам. Это означает, что до нас дошли следы тех времен, когда в районах их находок еще не существовало постоянных поселений людей, сельское хозяйство еще не возникло, не был освоен металл и технологии, основанные на металле, отсутствовали. Другими словами, обнаружились люди каменного века, подвергшиеся своего рода «каменновековой» хирургии. Можно только догадываться, с определенной долей ужаса, какие инструменты тогда использовались.

Самыми острыми предметами, имевшимися в распоряжении тогдашних «хирургов», можно полагать, были кусочки вулканического стекла и кремния, края которого заострялись, либо крупные морские раковины. Применялись ли эти инструменты для соскабливания кости или выбивания кусков кости из черепа, остается только догадываться.

Бронзовый нож, или туми
Бронзовый нож, или туми, сходный с теми, которые использовались в Древнем Перу для трепанации черепа в I тысячелетии нашей эры

В большинстве случаев отверстия находятся на поверхности теменной кости, покрывающей боковую часть головы, которая более доступна и где, очевидно, легче удалить кусочек кости. На черепах более позднего периода, когда, как можно полагать, орудия труда усовершенствовались, отверстия чаще обнаруживаются на лобной кости. Возможно, такое расположение места трепанации рассматривалось как более действенное.

Практика трепанации, по всей видимости, была распространена по всему миру, в Азии и Европе — определенно. Другим таким ареалом был Перу, где почти половина всех обитателей любого места захоронения демонстрирует следы по меньшей мере одной процедуры трепанации черепа.

Способ лечения или ритуал?

Мы все еще доподлинно не знаем, почему в доисторических обществах людям вырезали отверстия в головах. Аналогичная процедура, практикующаяся сегодня, краниотомия, используется для удаления кости черепа с целью ослабить внутричерепное давление, оказывающее воздействие на мозг. Высказывалось предположение о том, что трепанации в древности служили средством излечения переломов черепа.

Однако на образцах черепов часто имеется больше чем одно отверстие, что, очевидно, исключает гипотезу о том, что трепанация применялась в древности как медицинское средство. Аналогичными были и средневековые рассуждения о смысле и значении трепанации: они выпускали на свободу демонов, заполонивших головы людей и вызывавших головную боль, припадки и видения.

Поразительная частота трепанаций черепа в обществах Нового Света наводит на мысль о том, что через эту процедуру проходили даже здоровые люди. Возможно, они верили, что таким образом открываются сверхъестественным силам. Какой бы ни была причина этого явления, очевидно, что даже наши самые примитивные предки осознавали тот факт, что голова есть ключ к их благополучию.

Раненный человек

В пещерах Ласко на юге Франции находятся самые древние из известных на сегодня произведения искусства. Бóльшая часть сохранившихся здесь рисунков, созданных 17 300 лет назад, представляет собой изображения животных. Лишь на одном рисунке фигура человека, который кажется раненым, возможно, зубром или предковым видом коровы, нападающей на него. Кроме так называемого «раненого человека» на рисунке изображена птица, которую некоторые ученые трактуют как символ человеческой души, покидающей его в момент смерти. Голова человека, изображенная в форме птицы, возможно, указывает на то, что древний художник связывал душу человека с головой, очевидно, считая, что здесь располагаются его жизненные силы.

Мозг древнего египтянина

Первыми известными в истории врачами были древние египтяне. Это были отчасти доктора, отчасти священнослужители, демонстрировавшие обширные практические знания. Однако для них главным органом было сердце; мозг казался им куда менее значимым.

Самыми ранними образцами медицинских учебников были египетские папирусы, дошедшие до нас сквозь все последующие века. Один из них, папирус Эберса, был спрятан между ног мумии, датируемой 1550 годом до н. э. Второй, который, как предполагают, на несколько десятков лет моложе, «Папирус Эдвина Смита» (названный так по имени английского египтолога XIX века).

Имхотеп
Имхотеп, первый врач в истории, почитался последующими поколениями как бог

Папирус содержит слова Имхотепа, которые многократно переписывались, — египтянина, жившего более чем за 1000 лет до возникновения папируса. (Кроме того, что Имхотеп был первым признанным всеми историками врачом на Земле, он был архитектором первой египетской пирамиды, построенной в Сахаре для фараона Джосера приблизительно в 2600 году до н. э.)

Согласно египетской медицинской доктрине хорошее здоровье проистекает из сердца, где берут начало каналы, содержащие кровь, воздух, слизь и все виды прочих телесных жидкостей, циркулирующих по всему телу. Согласно их канону повреждения и раны на мозге или в каком-либо другом месте головы должны были быть излечены, поскольку они могли тем или иным образом блокировать эти каналы.

Как Имхотеп, так и его позднейшие интерпретаторы осознавали, что раны на голове могли сопровождаться появлением некоторых симптомов в других частях тела, таких как, например, потеря подвижности одной стороны тела. Их рассуждения о повреждениях на мозге скорее напоминают фильмы ужасов.

После осмотра пациента с целью установления, есть ли на черепе переломы, врачу рекомендуется вставить пальцы в отверстие. Это действие, как правило, должно заставить пациента «премного содрогнуться». В случае если появляются и другие симптомы, такие как опухоль, кровотечение из носа и ушей, неспособность пациента повернуть шею, рекомендуется «пришвартовать больного к его швартовым опорам».

Это означало, что пациента клали на кровать и его выздоровление отдавали на откуп самой природе, словно лодки, причаленные к берегам Нила, — воле нильских вод.

Мумификация

Древние египтяне прославились искусством создавать мумии. Разработанные ими приемы призваны были сохранить тело, чтобы покойный мог воспользоваться им в загробной жизни. Они верили, что сердце – вместилище эмоций и мыслей, оно же хранит память о совершенных поступках. Бог Анубис взвесит его после смерти, чтобы определить, насколько оно обременено виной. Посему сердце египтяне не трогали, изымая только печень, легкие и кишки, которые помещались в кувшины. Мозг же небрежно выскребали через носовые отверстия и выбрасывали.




Поделиться ссылкой