Воплощенное мышление

Мозг традиционно считается главным управляющим устройством организма — он производит мысли и действия, превращая абстрактные представления о мире в команды, адресованные телу. Согласно новой теории, однако, мысли и поступки производятся не только мозгом: они — результат динамического взаимодействия между мозгом, телом и окружающей средой.

Мозг обыкновенно считают органом, контролирующим поведение путем усвоения воспринятого извне и преобразования его в умственные образы, которые затем направляют мысли и действия. Иными словами, мозг задействован в переработке абстрактной информации, и наше знание о мире оседает в системах памяти, существующих отдельно от действий и восприятия.

Гипотеза воплощенного мышления — радикальное новое представление, отвергающее традиционный взгляд на мозг. В рамках этой гипотезы мозг есть компонент более развернутой системы, включающей в себя тело и окружающую среду, причем и то и другое — важнейшие факторы формирования наших мыслей, эмоций и поведения. Получается, что наши ментальные образы «воплощены», или коренятся, в физическом состоянии тела и его взаимоотношениях с окружающей средой. С этой стороны они тесно связаны с сенсорной и двигательной системами мозга.

Идея воплощенного мышления зародилась в европейской философии. Иммануил Кант считал, что мозг отделен от тела, однако эти две составляющие человека тесно связаны; также он полагал, что наша способность думать зависит от особенностей нашего тела. По Канту, движения необходимы телу для мышления, вспоминания и увязывания мысленных образов. Почти два века спустя Мартин Хайдеггер выдвигал идею о том, что мы переживаем мир, взаимодействуя с ним, а мышление включает в себя практическое применение предметов. Аналогично и Морис Мерло-Понти считал, что тело не просто объект восприятия, но и неотъемлемая его часть.

Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер
Морис Мерло-Понти
Морис Мерло-Понти

Метафорическое укоренение

Первые теоретики воплощенного мышления особое внимание уделяли влиянию тела на мыслительные процессы. Они считали, что язык близко связан с восприятием тела, а применяемые нами метафоры соответствуют нашему телесному восприятию.

Так, наш опыт укоренен в метафорических образах, которые в свою очередь основываются на том, как мы пользуемся своими телами при взаимодействии с внешним миром. Похожим образом мы часто выражаем эмоции в понятиях движения или положения в пространстве. Положительные эмоции всегда ассоциируются с движением вверх (мы говорим «воспрянул духом» или «на верху блаженства»), тогда как отрицательные мысли связываются с движением вниз («как в воду опущенный», «упал духом»). Многочисленные исследования поддерживают эту точку зрения: показывают, что состояния тела вполне могут сильно влиять или даже впрямую провоцировать те или иные состояния ума. К примеру, люди рядом с вами могут казаться вам дружелюбнее, если у вас в руках чашка горячего кофе, а не холодного; вы с большей вероятностью пойдете мыть руки, подумав о каких-нибудь грязных делишках, нежели о чем-нибудь хорошем; тяжелая по весу книга покажется вам важнее легкой. Такие исследования показывают важность воплощенной метафорической мысли: симпатия есть тепло, безнравственность есть грязь, а нравственность, напротив, чистота, значимые предметы «весомы».

«Тело... служит для запечатления понятий о внешних предметах… и для вспоминания и соединения их внутри... Для мышления это необходимо» Иммануил Кант (1755)

Однако, согласно некоторым исследованиям, подобные эксперименты лишь верхушка айсберга, и они не демонстрируют «настоящее» воплощенное мышление. Они показывают, что поведение возникает из динамического взаимодействия мозга с телом, но также и с внешней средой. Такой подход обращает внимание на важность наших действий и восприятия, наряду с процессом симуляции, или воспроизведением действий и восприятия. То есть далекие от абстракций ментальные образы ума тесно связаны с событиями в нашей жизни и зависят от них.

Действие, восприятие, симуляция

Различные психологические исследования показывают, что наши действия и их последствия влияют на наше восприятие, а процесс симуляции играет в этом ключевую роль. Воспринятый объект хранится в нашей зрительной памяти. Сталкиваясь в дальнейшем с похожими объектами, мы переживаем возвращение этих воспоминаний и симулирование прежнего опыта, и это симулирование может вмешиваться в наше текущее восприятие.

К примеру, посмотрев сначала на цветное изображение банана, а потом сразу — на черно-белое, мы заметим, что наше восприятие сдвинуто к естественному цвету этого объекта: второе изображение покажется нам желтоватым.

Действие и восприятие хорошо согласованы между собой — и объединены симуляцией. Когда мы видим объект, мозг готовится применить полученную информацию, включив подходящую симуляцию возможных действий. Вид чашки активирует симуляцию округлого хватательного движения, молотка — более плотного сжатия рукой, а винограда — захвата очень точного. Эти симуляции зависят от положения предмета относительно тела: если предмет расположен удобно, симуляция упрощается, а если нет — затрудняется, а сам предмет при этом кажется дальше, чем на самом деле. Симуляция также мешает совершать не связанные с ней движения — в течение доли секунды после восприятия предмета.

«В основе мышления лежат состояния и действия тела»

Лоренс Барзалу (р. 1951), американский ученый-когнитивист

Последствия наших действий тоже влияют на наше восприятие. Спортсмены, оказавшись в полосе везения, часто утверждают, что мишени им кажутся массивнее, чем в действительности, и исследования это подтверждают. Гольфисты и студенты, играющие в американский футбол, воспринимают размеры лунки или цель, в которую бросают мяч, крупнее, если игра у них задается, и от этого удачных бросков прибавляется. Верно и обратное: когда игра идет плохо, мишень спортсменам кажется меньше реальной, и от этого — менее доступной. Наше восприятие задачи зависит еще и от того, сколько усилий мы вкладываем в ее решение. Место выше по склону видится дальше, чем на самом деле, а сам холм — круче, чем в действительности, если мы тащим что-нибудь тяжелое.

Расширение сознания

Гипотеза расширенного ума — доведенное до предела представление о воплощенном мышлении, современная философская концепция, попросту задающаяся вопросом: «Где кончается ум и начинается остальной мир?» Как следует из названия, гипотеза расширенного ума предлагает не ограничивать ум и мыслительные процессы, с ним связанные, мозгом, а расширить их границы вплоть до включения некоторых элементов внешнего мира.

Поборники этой теории считают, что люди устанавливают тесные связи с внешними объектами и тем самым создают более широкие мыслительные системы. Компьютеры и интернет — характернейшие примеры таких внешних компонентов ума, применяемых на практике, среди многих других, для уменьшения нагрузки памяти на мозг. Недавние исследования показывают, что люди менее склонны запоминать ту или иную информацию, если она доступна онлайн. Иными словами, Сеть — своего рода жесткий диск, применяемый нами для хранения информации.




Поделиться ссылкой