Детский этикет

Как говорится, воспитанного человека видно сразу: правила этикета он соблюдает буквально «на автомате». Во многом это удается потому, что основы приличного поведения в его голову были заложены в далеком детстве — и остались там на всю жизнь. Поэтому родителям, которые хотят, чтобы их чадо вышло в свет воспитанным и с хорошими манерами, стоит озаботиться обучением ребенка нормам этикета в раннем возрасте.

дети

Особенности этикета

Первые основы этикета малышам можно начинать объяснять уже в 2–3 года — когда они при помощи речи только начинают активно постигать окружающий мир. Пожалуй, главное в этом возрасте — научить ребенка правильно вести себя за столом: не выплевывать еду, не размазывать ее по столу и не выбрасывать из тарелки. Собственно, столовый этикет для малышей и ограничивается этими незамысловатыми правилами. Но все же еще маленьких детей нужно учить вести себя за столом тихо и спокойно, а также не разговаривать во время еды.

дети

Из основ поведенческого этикета в 2-3 года детей уже можно учить не обижаться по пустякам и не жаловаться на других. Эти умения пригодятся малышам, когда они окажутся в большом школьном коллективе.

В 4–5 лет дети становятся более восприимчивыми к новым знаниям — и больше открыты для речевого общения, ведь их словарный запас существенно увеличивается, а потребность в разговорах и коммуникациях возрастает. Поэтому в таком возрасте им уже можно объяснять основы поведения в гостях. Первая из них состоит в том, что, отправляясь к знакомому или другу, обязательно нужно захватить с собой хорошее настроение. Поскольку дети в этом возрасте еще не ходят в гости сами, родителям стоит всегда следить за тем, насколько им вообще хочется или не хочется куда-то идти. Если дошкольник удручен или чем-то расстроен, ничего хорошего из похода точно не получится.

обучение ребенка
В возрасте 2–3 лет детям тяжело даются сложные слова, но приучать к некоторым из них малышей всетаки стоит. В будущем детям наверняка очень пригодится умение к месту сказать «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте (Привет)», «До свидания (Пока)», «Приятного аппетита», «Спокойной ночи» и «Доброе утро». Учить малышей употреблению этих слов лучше всего в игровой форме, чтобы им было проще и интереснее воспринимать новую информацию. К примеру, можно разыграть сценку с использованием любимых игрушек («Зайчик сказал мишке «Спасибо» за конфетку»).

Ребенок должен понимать, что, находясь в гостях, он не может что-то требовать от хозяина дома, а также трогать его вещи без разрешения. Тут-то и приходят на помощь волшебные слова вроде «Пожалуйста» и «Спасибо», освоенные дошкольником в 2–3 года, благодаря которым он может попросить у хозяина дома то, что ему хочется. Используя правила этикета, ребенок вполне может установить хороший контакт со сверстниками мирным путем.

Еще одно важное правило, которое вполне по силам усвоить ребенку 4–5 лет, состоит в том, что, будучи гостем, уходить домой нужно вовремя даже в том случае, если все домашние дела переделаны, а игры там наскучили. Дошкольник должен понимать, что тому, у кого он гостит, нужно вовремя покушать, помыться и лечь спать вне зависимости от того, есть ли у него гости. А значит, уходить домой нужно тогда, когда скажут родители.

Конечно, существуют и обратные правила этикета, действующие тогда, когда к ребенку кто-то приходит в гости. Ему нужно объяснить, что с гостем принято делиться игрушками и вещами, угощать сладостями и лакомствами, а также не обижать и не задирать. Кроме того, радушный маленький хозяин должен позаботиться о том, чтобы его гостю не было скучно и тоскливо.

дети

Следующий раздел детского этикета связан со временем, когда детский сад остался позади и ребенок идет в школу. Конечно, для него это большой стресс, но даже в такой ситуации не стоит забывать о правилах приличного поведения; больше того — с возрастом их становится только больше. Это происходит потому, что даже для младших школьников действуют расширенные правила столового, речевого и общественного этикета.

С выходом ребенка в школу расширяются и правила их гостевого этикета. Школьник младших классов должен всегда здороваться с хозяевами дома, вести себя там спокойно, а перед уходом благодарить за гостеприимство и прощаться. Этикет диктует и перечень того, чего делать не стоит: приходить в гости без спроса, напрашиваться на чай, угощения или обед, а также шуметь и бегать, находясь в чужом доме.

дети

Все это — тот минимальный набор знаний о поведении, которым родители обязательно должны снабдить малыша. Следование им позволит ребенку вырасти культурным и хорошо прижиться в обществе, а этикет в целом помогает детям быть более добрыми и открытыми по отношению к окружающему миру. Ученые давно отметили, что вежливым людям куда проще устроиться на работу, завести семью и добиться успехов, чем людям грубым, асоциальным и некультурным. Это не удивительно, ведь невоспитанный и грубый ребенок никогда не будет пользоваться авторитетом у сверстников, а взрослые не поставят такого малыша другим в пример. Между тем эти вещи очень важны для развития личности маленького человека. Именно поэтому ребенку так важно соблюдать правила хорошего тона всегда и везде.

Этикет школьника

В начальной школе к уже известным ребенку правилам этикета добавляются новые. Если брать столовый этикет, то школьник должен мыть руки перед едой, не класть локти на стол, начинать прием пищи не раньше и не позже остальных, а вместе с ними, хвалить еду и благодарить за нее даже в том случае, если не было вкусно, вытирать после нее рот салфеткой, а также вставать изза стола только с остальными или по разрешению взрослых.

школьник

В то же время в «черном списке» детского столового этикета есть такие вещи, как: игра едой, ковыряние руками в тарелке и другие шалости во время завтрака, обеда или ужина, еда из чужой тарелки и использование чужих столовых приборов, а также разговоры с набитым ртом, чавканье и спешка. Но часто даже сами взрослые не выполняют некоторые из этих пунктов — и в этом случае прежде, чем учить этикету ребенка, родителям нужно начать следовать ему самим.

А еще важно не приучать детей есть в комнате или перед телевизором, поскольку для этого есть кухонный стол. Помимо «расширенного» столового этикета младшим школьникам полагается постепенно осваивать и другие правила поведения в обществе: к примеру, уступать старшим место в общественном транспорте, а мальчикам — пропускать женщин вперед и открывать им двери. Конечно, маленькие леди и джентельмены должны знать и о том, что на людях не стоит ковырять в носу и пукать, а зевая, чихая или кашляя, нужно прикрывать рот рукой. В начальной школе надо доводить до детей и важное правило о том, как плохо мусорить на улице и в общественных местах.

школьник

Детский этикет поведения на людях — это не только свод разрешенных или запрещенных поступков, но и определенные рекомендации по поведению. Прежде всего, это привычка здороваться и прощаться, использование волшебных слов вежливости и обращение ко взрослым по имени и отчеству или на «вы». Со сверстниками при этом, само собой, можно общаться на «ты». Конечно, детям нужно объяснять и некоторые общечеловеческие нормы поведения: что нельзя обижать и унижать других людей, обзывать их, а также ябедничать.

Автор: А.Стейнерт




Поделиться ссылкой