В психологии и социологии можно столкнуться с интересным эффектами. Так, социальная фасилитация представляет собой ситуацию, когда человек в присутствии других людей работает успешнее, чем в одиночку. Этот эффект можно наблюдать, когда речь идет о хорошо усвоенных задачах и привычных действиях. Когда задачи сложные, возникает обратный эффект — социальная ингибиция.
Эффект социальной фасилитации впервые выявил психолог Норман Триплетт в 1898 г. Он отметил, что спортсмены-велосипедисты показывают лучшие результаты в коллективных заездах. Тогда Триплетт провел следующий эксперимент: он просил детей наматывать леску на катушку удочки с максимальной скоростью то в группе, то поодиночке. В компании каждый ребенок справлялся быстрее. В следующих экспериментах результаты подтвердились, но опять же при решении простых задач.
Однако в 1930-х гг. были получены обратные результаты: при решении некоторых задач присутствие других людей мешает. Задания это были непростые (например, сложные математические задачи, прохождение лабиринта). Этот эффект получил название социальной ингибиции.
В 1966 г. Роберт Зайонц сделал вывод, что социальное возбуждение, которое вызвано присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность. Поэтому простые действия выполняются лучше и быстрее, а в сложных растет количество ошибок. Например, в присутствии наблюдателей испытуемые студенты лучше справляются с простыми лабиринтами и хуже — со сложными. Эта гипотеза была подтверждена на множестве примеров.
Успех различных действий зависит от присутствия особей своего вида — это правило распространяется и на животных. Например, муравьи быстрее рыли песок, когда рядом находились их сородичи, цыплята поедали больше зерен в компании. Проявляется у животных и социальная ингибиция: длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее проходили лабиринты, когда рядом находились особи их вида.