Приснится же такое! Сновидение как объект психоанализа

«Каковы думки, таковы и сны»
Русская пословица

Бессознательное не оставляет попыток прорваться в нашу жизнь: «оговорки по Фрейду», нерациональные, на первый взгляд, поступки и, конечно же, сны... Какое место отводил сновидениям сам создатель теории психоанализа? Как он их истолковывал? И были ли его теории в этой области дополнены другими исследователями?

худ. Рене-Антуан Уасс. Морфей и Ирида. 1680-е
Морфей — бог сновидений — почитался греками как сын бога сна Гипноса. Ирида — богиня радуги (худ. Рене-Антуан Уасс. Морфей и Ирида. 1680-е)

Сон как цензор

Книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» вышла в 1900 году. Именно в ней было подробно раскрыто понятие бессознательного. Сам автор придавал этому труду огромное значение, ведь с его точки зрения сновидение — это не что иное, как иносказательный язык, тайный код, при помощи которого наши скрытые желания пытаются заявить о себе. Сон — это «книга с картинками», которую разворачивает перед нами наше бессознательное, наше «Оно», властно заявляя о себе. Поэтому сны заслуживают самого пристального внимания.

По мнению Фрейда, у сна два назначения:

  • биологическое — это обычный отдых, необходимый уставшим за день телу и мозгу;
  • психологическое — прекращение контакта с внешним миром и «подключение к бессознательному».

Но чем и как сновидение вызывается? Первое, что приходит в голову: сон — это обычная реакция на раздражитель. Но в таком случае почему наши «сонные образы» не являются простым повторением того, что нас потрясло, расстроило или порадовало днем? Почему они часто приобретают необычные и даже пугающие формы?

Худ. Иоганн Фюссли. Ночной кошмар. 1781
Каким бы отвратительным сон ни был, с точки зрения Фрейда, это всего лишь отражение нашего собственного бессознательного! (Худ. Иоганн Фюссли. Ночной кошмар. 1781)

Скорее всего, делает вывод Фрейд, помимо явных раздражителей на нас воздействуют также раздражители, полученные нами при помощи бессознательного. То есть мы можем и не осознавать, что тот или иной раздражитель был нами получен, но сон как «слуга бессознательного» продемонстрирует нам его. В большинстве своем это какие-то скрытые желания, неприемлемые с этической или социальной точки зрения, но тем не менее гнездящиеся в закоулках нашей психики. Это могут быть, например:

  • неприемлемые сексуальные порывы (инцест, насилие);
  • преступные желания, агрессия, ненависть (желание смерти близкому человеку).

Подчеркнем, что, бодрствуя, человек может сознательно не испытывать подобных чувств или гнать их от себя. Но во время сна они выйдут из темных глубин, потому что во сне мы теряем самоконтроль и на первый план выходит бессознательное. Такие сны Фрейд относил к «скрытым сновидениям».

К явным же сновидениям относятся сны, представляющие собой простое отражение явных желаний или чего-либо происходящего вокруг. Например, человеку, испытывающему во сне жажду, может присниться, что он заходит в прохладные воды лесного озера. А звонок стоящего у кровати будильника может «превратиться» в запись симфонического концерта... Кстати, почему концерта? Почему будильник претерпел такую метаморфозу? А потому, решает Фрейд, что основная функция сновидения — охранять наш сон. Человек нуждается во сне, следовательно, сновидение, «превращая» звон будильника в музыкальную гармонию, стоит на страже нашего отдыха.

Зигмунд Фрейд утверждал, что может точно сказать, когда ему в голову пришла теория сновидений: это случилось 24 июля 1895 года, «в северо-восточном углу на террасе одного венского ресторанчика».

Сгустить, сместить и обработать!

Но как все это работает? Как именно формируются образы во сне?

Фрейд предлагает такую концепцию. «Деятельность сновидения» состоит из двух этапов.

Первый он назвал «сгущением». Это происходит, когда несколько элементов сливаются в одном образе. Например, днем вы услышали в парке «пение» лягушек, потом побывали на музыкальном вечере, а перед сном думали о том, что давно не видели свою любимую тетю. И тогда в вашем сне эта тетя, одетая в разрисованное лягушками платье, старательно выводит оперные арии.

Второй этап по Фрейду — «смещение». Это замена прямого действия или образа намеком. Например, вам давно хочется высказать какому-то неприятному человеку все, что вы о нем думаете. И вам снится, как вы спускаете на него свору собак или обстреливаете горохом из трубочки.

Обложка первого издания книги «Толкование сновидений» (1900)
Обложка первого издания книги «Толкование сновидений» (1900)

В более поздних изданиях своих трудов, посвященных сновидениям, Фрейд выделял уже четыре этапа «деятельности»:

  • превращение мысли в зрительный образ;
  • сгущение;
  • смещение;
  • вторичная обработка, или связывание всех образов в более или менее осмысленный сюжет.

Позднее психоаналитик углубил и доработал свою теорию, подробно рассказав о символах, которые в сновидении замещают некоторые конкретные образы. Ведь если наши скрытые желания совсем уж социально неприемлемы, внутренняя цензура представит нам их иносказательно. А значит, любой сон — это набор символов, который нужно расшифровать.

Мы, конечно, не можем привести здесь весь набор толкований, предложенный Фрейдом, — это довольно обширное исследование. Напомним лишь некоторые примеры: король и королева как олицетворение родителей, детеныши животного как образы младших сестер и братьев... Огромное значение в теории Фрейда имеют разнообразные «сонные иносказания», относящиеся к области пола и сексуальных отношений. За что, кстати, его много раз ругали и делали героем анекдотов.

В России «Толкование сновидений» было издано в 1913 году. Кстати, это была первая работа Зигмунда Фрейда, с которой познакомились русские читатели.

Карл Густав Юнг тоже упрекал своего учителя в чрезмерном внимании к «темной стороне» человека и не считал, что сон — это в первую очередь демонстрация наличия социально неприемлемых желаний. Юнг рассматривал сновидения как возможность решить свои проблемы из реальной жизни, для него сон — это не напоминание о фатально-мрачной стороне человеческой природы, а возможность раскрыть свой потенциал и исправить ошибки.

Худ. Доменико Фетти. Спящая девушка. 1620-е
«Толкование сновидений» Фрейда — по сей день один из самых популярных его трудов (Худ. Доменико Фетти (?) Спящая девушка. 1620-е)

Еще один ученик Фрейда — Отто Ранк — обращал внимание на то, что есть много общего между сновидениями, сюжетами мифов и... образами, возникающими в голове психически больного человека. Подойдя к этому факту с точки зрения психоанализа, он сделал вывод, что универсальным явлением и для конкретного человека, и для целого человечества является воображение. А значит, делает он вывод, вовсе не природные явления стали той почвой, на которой рождались древние мифы.

Рождение новых теорий и концепций относительно природы сновидений не прекратилось со смертью Зигмунда Фрейда и его ближайших сподвижников. Можно упомянуть венгерско-американского психоаналитика и антрополога Гезу Рорхейма, автора книги «Двери сновидения»; британца Уилфреда Биона; нашего соотечественника и современника Сергея Владимировича Авакумова и многих других.

Для толкования сновидений Фрейд пользовался следующим методом: он просил пациента сначала пересказать ему сон, а потом назвать все ассоциативные образы, возникающие у того в голове применительно к тому или иному элементу, образу сновидения. Таким образом, психоаналитик минимально «примешивал» к толкованию сна свое собственное мнение и помогал пациенту разобраться в своих ощущениях.




Поделиться ссылкой