Теория сексуальности, или «Про ЭТО»

«Иногда сигара — это просто сигара»
Зигмунд Фрейд

Именно взгляды Фрейда на сексуальность (а эта тема является одной из главнейших во всей его системе) чаще всего вызывают раздражение у его противников: мол, австрийский психоаналитик представил человека каким-то низшим существом, которое не в состоянии совладать с собственными животными инстинктами и руководствуется исключительно ими! Но... так ли это?

«Человек зафиксированный»

Сам Зигмунд Фрейд в ответ на подобные обвинения говорил, что был далеко не первым, кто отметил огромную значимость в жизни человека его сексуальной сферы. Достаточно вспомнить хотя бы, что у любого народа в древности особо почитались боги, связанные с физической стороной любви. Да и мировая философия тоже не обходила стороной этот вопрос.

Почему же тогда именно теория Фрейда вызвала такие жаркие дискуссии? В первую очередь потому, что он сильно расширил понятие сексуальности, а также понятия нормы и отклонения. Кроме того, Зигмунд Фрейд особое внимание уделил сексуальному поведению ребенка, что долгие годы считалось абсолютно неприемлемым. Возмущение многих служителей церкви он вызвал тем, что рассмотрел сексуальные отношения не только как необходимое условие для продления рода, но просто как неотъемлемую сторону человеческой природы...

«Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить» Зигмунд Фрейд

Мы уже упоминали фрейдовскую трактовку четырех стадий психосексуального развития человека: оральная, анальная и так далее. По мнению Фрейда, под влиянием разнообразных факторов у человека может произойти «фиксация» на той или иной стадии развития, что вызовет серьезные проблемы во взрослом возрасте.

Приведем несколько примеров.

Фиксация на оральной стадии, когда главнейшим источником удовольствия для младенца является рот, при помощи которого он получает материнское молоко. Если с этой стадией были связаны какие-то проблемы (недостаток молока у матери, слишком резкое и жесткое отлучение от груди или, наоборот, слишком продолжительный период грудного вскармливания), то это создаст «орально-пассивный» тип личности: зависимый, доверчивый, слабый. В «легкой форме» оральная фиксация будет иметь последствия в виде обгрызания ногтей, курения, переедания.

Если произошла фиксация на анальной стадии (например, ребенка били за испачканные вещи и приучали к горшку путем упреков и наказаний), то во взрослой жизни сформируется «анально-удерживающий» тип личности: упрямый, скупой, раздражительный, в тяжелых случаях — склонный к садизму и сексуальному насилию.

«Истина в вас, и она работает в вас точно так же, как работает ваше сердце или ваши глаза, — лучше или хуже, в зависимости от состояния вашего организма» Вильгельм Райх

Фаллическая стадия, когда ребенок начинает осознавать свой пол и проявлять зачатки сексуального поведения по отношению к родителям (упоминавшиеся эдипов комплекс или комплекс Электры), требует особого внимания. С точки зрения Фрейда, нельзя жестко пресекать проявления интереса ребенка к своему телу. Например, если родители наказали свое чадо за попытки рассмотреть, «чем мальчик отличается от девочки», чадо может «застрять» на фаллической стадии. У мужчины это будет проявляться в виде агрессии, «навязчивой самцовости», хвастовстве, склонности к неоправданному риску. У женщин — в неумеренном флирте, неразборчивых половых связях, назойливости.

Как видим, отношениям в семье и воспитанию Фрейд отводил огромную роль.

При наступлении генитальной стадии (ей предшествует «латентный период», когда основные интересы ребенка направлены на учебу и игры) появляется стойкий интерес к отношениям с представителями своего пола... в идеале. В противном случае — например, в случае чрезмерной опеки со стороны родителей или другого травмирующего опыта — человек окажется неспособен к отношениям или его либидо будет направлено на разного рода извращения.

Кстати, либидо Зигмунд Фрейд рассматривал не как энергию исключительно сексуальную (в чем его тоже не раз безосновательно обвиняли), а как потенциал человека в целом. Оно может быть направлено не только на интимные отношения, но и, например, на создание картин с религиозными сюжетами — помните, что такое сублимация?

«Все, что вы делаете в постели, — прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это устраивало обоих. Если есть гармония, то вы и только вы правы, а все, кто осуждает вас, — извращенцы» Зигмунд Фрейд

Доктор, помогите!

В чем же задача психоанализа применительно к человеку, «застрявшему» на той или иной стадии?

Путем бесед и по возможности точного восстановления сопутствовавших человеку ситуаций воссоздать причины, силы, воздействия, вызвавшие в итоге неадекватное поведение человека, его нездоровую фиксацию.

Реконструировать травматическое событие прошлого, «разобрать» и «проговорить» его, высвободить подавленную энергию и направить ее в позитивное русло. Превратить «изуродованного ребенка» во взрослого со здоровыми (по возможности) сексуальными проявлениями. Сам Фрейд говорил, что его задача — «превратить страдания невроза в обычные невзгоды повседневности».

Австрийский психоаналитик открыто заявил о том, о чем долгие годы боялись даже думать: корни всех извращений — в детстве. А значит, все разговоры об асексуальности детей не более чем фикция.

Да, для своего времени это было, пожалуй, слишком провокационно. И многие последователи Фрейда пытались несколько смягчить представления о безграничном влиянии сексуальности на человека. Адлер называл в качестве явления, определяющего жизнь человека, чувство неполноценности и стремление к власти; Карл Густав Юнг — «коллективное бессознательное»; Эрих Фромм — ощущение оторванности от социума и чувство одиночества, а также потребность в любви.

Продолжателем идей Фрейда выступил один из его учеников — Вильгельм Райх (1897-1957). Он считал, что в основе любого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения. Медицинские изыскания Райх совмещал с активной социальной деятельностью: будучи убежденным марксистом, он создавал «клиники сексуальной гигиены», где представители пролетариата могли получить консультации по вопросам планирования семьи, контроля рождаемости и личных отношений. Программа Райха, которую он неутомимо продвигал в Германии, вкратце выглядела так:

  • всеобщая доступность разнообразных средств контрацепции;
  • разрешение абортов;
  • беспрепятственный развод;
  • обязательное сексуальное просвещение как средство профилактики венерических заболеваний и т. д.

Интересно, что развитие фашизма и нацизма в 1930-е годы Райх также объяснял долгим подавлением  биологических инстинктов. По его мнению, весь окружающий мир пронизывает некая «универсальная энергия», которую он называл «оргонической», или «оргонной». Блокирование этой энергии путем запретов и подавления ведет к возникновению неврозов и извращений.

Так же как и идеи Фрейда, теории Райха по сей день вызывают ожесточенные споры.




Поделиться ссылкой