Тест Роршаха

Если человек не хочет или не может говорить о своих самых затаенных страхах, надеждах и стремлениях, возможно ли узнать о них, если спросить его, что он видит на картинках? Проецируются ли недопустимые или даже запретные мечты и фантазии на истории или изображения? В популярной психологии распространено мнение, что выбор, который делает человек, его описание увиденного могут «многое сказать о личности». Эта идея стала основой знаменитого теста, разработанного более 80 лет назад швейцарским психологом Германом Роршахом. Принцип его описал в 1895 году Альфред Бине, который позже прославился первым тестом IQ.

Герман Роршах
Герман Роршах

Самая популярная версия теста состоит из десяти карточек с симметричными чернильными кляксами, половина клякс — цветные, половина — черно-белые. Пятна именно этих форм оказались самыми информативными. Испытуемому дают карточку и спрашивают, что он на ней видит. Затем вторую и так далее. Ответы, время, то, как человек держит карточку, — все это записывается.

«Если человек описывает любую из клякс на тесте Роршаха как просто кляксу, это следует считать защитной стратегией» Пол Клайн, британский психоаналитик, 1993

Оценка результатов теста

Традиционный тест предусматривает четыре этапа. На первом — представлении — человек должен без подготовки рассказать, что он видит на каждой из карточек. Второй этап, опрашивание, более структурирован. Человеку задают пару общих вопросов, а затем просят рассказать про каждую карточку подробнее. Расспрашивают о деталях изображения, о положении и т. д. Затем психолог проверяет, рассматривает ли человек картинку из пятен как целое, а если нет, то какие части привлекли его внимание. Кроме того, человека расспрашивают, чем именно клякса показалась похожей на то, о чем он говорил, — формой, иллюзией движения, цветом, игрой теней. На треть ем этапе, который называется стадией аналогий, психолог исследует ответы и пытается проанализировать, что они означают и на что указывают. В заключительной фазе «направляемого тестирования» психолог рассказывает о других «популярных» трактовках и спрашивает, может ли человек увидеть и их.

Следующий этап — интерпретация. Он на удивление сложный, в нем задействован ряд буквенных обозначений, которыми протоколисты отмечают разные явления. Так, буквой «М» обозначают влияние воображения и то, насколько трактовки «олицетворяются». «К» обозначает беспокойство, о нем судят по восприятию цвета и движения. «D» характеризует роль здравого смысла в личности. «S» обозначает склонность к противопоставлению, она определяется по тому, как человек интерпретирует белые участки или самые мелкие детали. Оценки результатов по этой системе выглядят довольно причудливо, как нечто среднее между кулинарной книгой и книгой заклинаний.

Есть разные системы, разработанные экспертами для оценки результатов этого теста, и многие из них концентрируются на разных аспектах карточек. Суть в том, чтобы провести диагноз или охарактеризовать конкретного человека. Одни считают, что люди не могут или не хотят говорить непосредственно о своих реальных мотивах, ожиданиях и амбициях. Не могут либо потому, что не осознают своих сильных, но лежащих в области бессознательного, мотивов, либо просто потому, что не могут выразить их словами. Или же люди не хотят говорить правду о своих сокровенных желаниях, надеждах и устремлениях. Психологи говорят о двух формах сокрытия или обмана: управление впечатлением, когда о себе рассказывают только то, что может создать положительное впечатление; и самообман, когда люди действительно думают, будто говорят о себе правду, но на деле это не так. Считается, что такие проективные методы исследования, как тест Роршаха, способны решить эти проблемы.

Помимо теста Роршаха в психологии используются и другие проективные методы. Их объединяет то, что в ходе исследования людям предъявляют стимул (обычно это картинка, но это может быть и звук или запах), чтобы они проецировали на этот стимул свои непосредственные, сокровенные и сильные чувства, желания и мысли. При помощи тестов изучают то, как люди реагируют на неоднозначные стимулы. Чем многозначнее, непонятнее и неопределеннее стимул, тем сильнее люди проецируют себя на него.

Проективная гипотеза долгое время активно использовалась в психологии отчасти потому, что психологам не так хорошо удавалось раскрывать мотивацию людей, — в частности, их мотивацию к успеху и достижению цели. Так, Дэвид Макклелланд, подробно работавший со вторым по известности в психологии проективным тестом (тестом тематической апперцепции, где используются не кляксы, а рисунки), говорил, что этот тест раскрывает три самые важные и основные потребности. Это потребность в достижении, потребность во власти и потребность в принадлежности. Суть теста в том, что люди рассказывают истории по картинкам, и по этим рассказам можно получить точное представление о тех потребностях, о которых они не могут говорить вслух.

Дэвид Макклелланд
Дэвид Макклелланд

Критика тестов

Есть четыре возражения против использования этих тестов в научных целях, и некоторые считают, что эти возражения полностью опровергают их научность. Во-первых, тесты ненадежны, потому что разные эксперты и протоколисты дают совершенно разные интерпретации. Если сами психологи не могут прийти к общему мнению по результатам теста, то смысла в них мало. Во-вторых, тесты нельзя считать обоснованными, потому что результаты ничего не предсказывают. Одним словом, они не описывают то, что берутся описывать. В-третьих, слишком многое зависит от контекста. Настроение человека, личность тестирующего, условия теста — все это влияет на результаты, а значит, описываются скорее незначительные, чем важные, основополагающие факторы. В-четвертых, сами тестирующие не соглашаются по поводу того, что именно характеризуют эти тесты, — жизненные установки, способности, защитные механизмы, мотивации, сокровенные желания. А если тесты описывают все, то есть риск, что на самом деле не описывают ничего.

«Словом, нет единого, непреложного значения для конкретного ответа; все относительно, и для интерпретации нужно серьезное обучение и большой опыт» Э. Д. Фарес, психолог-клиницист, 1984

Так почему же эти тесты все еще используются? Применяет ли эти дискредитированные тесты кто-нибудь, кроме нерадивых журналистов, психологов-шарлатанов и наивных менеджеров? Почему они не вышли из обращения?

• С их помощью данные, зачастую уникальные и очень любопытные, получить проще, дешевле и быстрее, чем любыми другими методами.

• Квалифицированные и опытные исследователи могут получить убедительные, надежные и глубокие результаты, которых они не добьются с помощью других тестов и собеседований.

• По сравнению с обилием данных этих тестов результаты других часто кажутся сырыми, блеклыми и надуманными.

• Они могут дополнять и подтверждать другие идеи и выводы.

Так что и сейчас, спустя более чем сто лет, многие психологи призывают на подмогу кляксы, чтобы попытаться понять личность, но те, кто предпочитает надежные и максимально достоверные методы, отказались от данного теста.

Пять категорий проективных тестов

Кляксы или абстрактные картинки

Можно просто капнуть чернил в центр листа, согнуть его вдвое и рассматривать, что получилось.

Звуки

Люди слушают звуки (песни, детский плач, звуки автомобильной аварии) или музыку и описывают свою реакцию.

Завершение предложений

Испытуемых просят завершить фразы типа «Лучше бы я никогда не…», «Я — …», «Больше всего я боюсь…», «Пожалуй, я горжусь тем, что…»

Свободное рисование

Испытуемые рисуют конкретные предметы (дом, машину, родителей) и отвечают на вопросы о них.

Твердые предметы

Человеку предлагают поиграть с предметами, манипулировать ими или создавать из них конструкции (это могут быть куклы, кубики, песок), попутно описывая свои действия.




Поделиться ссылкой