Травма рождения: Отто Ранк и его герой

«В рождении уже заложена смерть, а в осуществлении — бренность»
Освальд Шпенглер

Неврозами принято называть психогенные (то есть имеющие НЕ физическую природу) расстройства, для которых характерны эмоциональная нестабильность, зацикленность на травмирующей ситуации, бессонница, отсутствие стрессоустойчивости... Причиной в большинстве случаев является какая-то психологическая травма, конфликт, длительное перенапряжение. По Фрейду, основной причиной неврозов является конфликт между Оно и Сверх-Я. Какие еще варианты предлагали его последователи?

Тяжелое детство мифологического персонажа

Уже упоминавшийся Отто Ранк, долгое время относившийся к числу любимых учеников Фрейда (тот даже называл его своим сыном), в итоге разошелся с учителем из-за разницы в трактовках некоторых ключевых вопросов психоанализа. В частности, Ранк, который был человеком невероятно начитанным и сведущим в области мировой культуры, обратил внимание на происхождение мифов и, как уже было сказано, нашел много общего в сюжетах мифологии, содержании сновидений и описании галлюцинаций психически больных людей. В итоге он пришел к выводу, что источником мифологии является человеческое воображение. Здесь он был во многом солидарен с Юнгом и его теорией архетипов, ведь в разных уголках земного шара практически в одно и то же время возникали мифы схожего содержания, не так ли? Отто Ранк также находил сходство между древними мифами и фантазиями людей, страдавших разнообразными маниями: манией преследования, величия и так далее.

худ. Генрих Фюгер. Зевс. Кон. XVIII в.
Толкование многих древних мифов Отто Ранком ничуть не менее интересно, чем их классическое «прочтение» (худ. Генрих Фюгер. Зевс. Кон. XVIII в.)

То есть, согласно предположениям Ранка, миф — это не столько объяснение непонятного природного явления (например, движение Солнца по небосводу — это движение золотой кареты бога Гелиоса), сколько результат способности человечества (а не отдельного человека!) к воображению.

Ну и что?

А то, что Отто Ранк пошел еще дальше. Он изучил множество мифов разных народов мира и обнаружил, что в большинстве из них боги и герои переживают какой-то травмирующий опыт, связанный с родителями или в целом с их появлением на свет. Зевс едва не был съеден собственным отцом Кроном; отец Эдипа приказал избавиться от него, так как имелось предсказание, что мальчик впоследствии убьет отца; Ромул и Рем были в корзине выброшены в Тибр (правда, не отцом, а дядей, но это уже не так важно). И так далее. То есть во множестве мифов и легенд содержится мотив избавления родителей от ребенка, о его воспитании посторонними людьми или даже животными.

О чем это говорит?

Настоящая фамилия Отто Ранка — Розенфельд. Фамилию Ранк он взял в честь одного из персонажей пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом». Показательно, что это произведение посвящалось сложностям социальных взаимоотношений и положению женщины в обществе.

Я хочу обратно...

В своей работе 1909 года «Миф о рождении героя» Отто Ранк предположил, что причиной такого однообразия служит тот факт, что в воображении ребенка всегда живет подспудное желание избавиться от родителей. Надо сказать, что схожие мотивы у детей находил и Зигмунд Фрейд. Так, в его работе 1906 года «Семейный роман невротиков» рассматривается теория, согласно которой любой ребенок в один прекрасный момент начинает фантазировать о замене своих родителей более знатными, более богатыми, более красивыми, более добрыми... Чуть позднее это желание трансформируется в Эдипов комплекс (когда мальчик начинает ревновать мать к отцу) и комплекс Электры (когда девочка борется с матерью за внимание отца). В итоге — при удачном развитии событий — все встает на свои места.

Идеи, высказанные в книге «Миф о рождении героя», Ранк начал развивать далее.

В 1924 году вышел его труд «Травма рождения и ее значение для психоанализа», которая вызвала критику со стороны Фрейда и многих других недавних единомышленников. В этой книге Отто Ранк писал, что опасность может крыться даже не в возникающем у ребенка желании избавиться от родителя (родителей), а в самом моменте рождения! Самое травмирующее событие в жизни, по мнению Ранка, это момент изгнания плода из чрева матери. Это та самая «травма рождения», которая становится источником чувства страха и тревоги, а значит — неврозов. На этом основании у человека рождается множество фантазий, среди которых первое место занимает желание вернуться обратно в материнское лоно, где было хорошо и безопасно.

Невроз возникает из-за конфликта между желанием вернуться в «дородовое состояние» и воспоминанием об «ужасе рождения». Конечно, у кого-то этот конфликт будет более выражен, у кого-то практически незаметен. Менее невротическая личность будет изменять мир вокруг себя, зная, что в материнское лоно вернуться невозможно, и пытаясь таким образом сделать окружающее более приемлемым. Более невротическая зафиксируется на «ужасе рождения», и потребуется вмешательство специалиста, который поможет разобраться в причинах проблемы и выработать механизм терапии. Например, совместно с пациентом найти интересные и значимые для него занятия, которые помогут забыть об «ужасе рождения».

В чем еще выразилось расхождение Ранка с его учителем? Чтобы разобраться в этом, нам нужно вернуться к теме уже известного вам эдипова комплекса.

Страшно, очень страшно!

В связи с эдиповым комплексом Фрейд разработал еще одну интересную теорию, ставшую впоследствии весьма известной. Он описал так называемый комплекс кастрации. В чем он заключается?

По мнению Фрейда, когда маленький мальчик начинает интересоваться анатомическими различиями полов и замечает, что девочка явно отличается от него в этом отношении, из-за недостатка информации он начинает предполагать, что она когда-то тоже обладала таким же половым органом, как у него. Но потом по какой-то причине его лишилась, возможно, была таким образом наказана. И у мальчика возникает подспудный, иррациональный страх того, что с ним могут сделать то же самое. Именно страх утратить свой половой орган Фрейд обозначил как страх кастрации, или комплекс кастрации.

Этот страх получает новое воплощение, когда мальчик начинает испытывать неосознанное влечение к матери (эдипов комплекс) и ревновать ее к отцу. Он видит в отце своего соперника и еще больше опасается, что он, как более сильный и властный, лишит его полового органа. И если этот страх, возникающий у каждого ребенка мужского пола, получит «подпитку» в виде неправильного поведения родителей, дело может закончиться неврозами и неспособностью выстраивать здоровые интимные отношения уже во взрослом состоянии. Самый простой пример, когда родители, застав ребенка за пристальным изучением анатомии, говорят что-то вроде: «Еще раз увижу, как вы с друзьями демонстрируете друг другу содержимое своих штанов, возьму ножницы и все отрежу!»

Можно ли избежать этого страха? С точки зрения Фрейда, избежать его проекции на взрослую жизнь можно, если родители ведут себя правильно по отношению к ребенку и в семье складывается здоровая атмосфера. Но избежать самого страха кастрации как такового, по мнению основателя системы психоанализа, невозможно. По мнению Фрейда, это «универсальное явление раннего детства».

Именно страх кастрации, как утверждал австрийский психоаналитик, способствует формированию у мальчика Сверх-Я и помогает преодолеть инцестуозное стремление к матери.

«Характер ребенка — это слепок с характера родителей» Эрих Фромм

А что же девочки?

Они, с точки зрения Фрейда, начинают в определенном возрасте не только ревновать отца к матери и подсознательно желать заменить мать в ее роли. Они также испытывают так называемую зависть к пенису, отсутствие которого в это время у себя обнаруживают. Девочка становится более капризной, враждебной по отношению к матери: ей кажется, что именно она — виновница не только невозможности быть рядом с отцом, но и ее собственной «неполноценности». Именно это явление получило название комплекса Электры (правда, название было предложено позже, Карлом Юнгом). Девочки не испытывают как такового страха кастрации, поэтому им несколько легче преодолеть комплексы и выйти во взрослую жизнь сформировавшимися зрелыми личностями. Но не все так просто. Зависть к пенису, считал Фрейд (и некоторые его последователи), навсегда оказывает влияние на женщину, заставляя ее ощущать собственное несовершенство! Правда, она может скомпенсировать это ощущение, выйдя замуж и родив ребенка.

Этот тезис по сей день вызывает негодование значительной части прекрасной половины человечества.

А что произойдет, если мальчик или девочка — например, по причине сложившихся в семье нездоровых, деструктивных отношений, при наличии доминантных, деспотичных родителей — не смогут благополучно перерасти свои комплексы? Тогда дело плохо. Такое изменение курса чревато не только неврозами, от которых будет крайне сложно избавиться, — возможны самые тяжелые девиации, вплоть до не воображаемого, а реального инцеста и насилия. Либо, напротив, полная апатия и неспособность не только к здоровым сексуальным, но и вообще к любым нормальным социальным отношениям.

Соглашались ли с теорией эдипова комплекса и всего, что ему сопутствует, другие психоаналитики?

Адольф Адлер считал, что роль родителей в «созревании» ребенка преувеличена, тем более что семья не ограничивается ими, в большинстве случаев у ребенка есть еще братья, сестры, бабушки, дедушки и другие родственники. Поэтому чувства ребенка не могут быть так жестко «сконцентрированы» только на родителях. К тому же, утверждал Адлер, эдипов комплекс грозит в первую очередь избалованным детям, которых мать излишне привязала к себе.

«Берегите слезы ваших детей — иначе им будет нечего проливать на вашей могиле» Пифагор

По мнению Эриха Фромма, эдипов комплекс существует, но его содержание в основном не сексуального характера. Просто ребенок, особенно тот, в котором по какой-то причине «вытравливали» самостоятельность, желает как можно дольше оставаться маленьким. То есть это проявление в первую очередь инфантилизма. Что же до конфликта между отцом и сыном, Фромм считал, что это явление тоже имеет место, но у него не сексуальная подоплека, а скорее культурно-историческая, так как на протяжении многих веков люди жили по законам патриархата. И сын, чтобы стать самостоятельным, должен был еще доказать отцу и другим родственникам-мужчинам, что он этого достоин.

Ну а что думал по этому поводу любимый ученик Фрейда Отто Ранк?

Он подверг сомнению теорию об Эдиповом комплексе. Страх кастрации, который, по мнению Зигмунда Фрейда, играл решающую роль в формировании Сверх-Я, у Ранка вызывал большие сомнения. Он считал, что гораздо больше значит образ матери, причем не доброй, ласковой и всепрощающей, а жесткой и холодной — такой, какой она представляется «насильственно изгнанному из чрева» ребенку. Страх кастрации в теории Отто Ранка заменился на так называемую первичную травму рождения.

Необычность его теории в первую очередь в том, что он поставил на первое место отношения между матерью и ребенком, пусть и воображаемые. В большинстве случаев психоаналитики того времени вообще не уделяли внимания роли матери в семье, ставя на первое место фигуру отца.

худ. Джошуа Рейнольдс. Леди Элизабет Делме с детьми. 1770-е
Существует популярная шутка, что все фрейдистские теории можно свести к одной фразе: «Во всем виноваты родители!» (худ. Джошуа Рейнольдс. Леди Элизабет Делме с детьми. 1770-е)

Несмотря на неоднозначность теории Отто Ранка, она имела и имеет множество поклонников и последователей. К числу одиозных можно отнести версию венгерского психоаналитика Шандора Ференци, который утверждал, что собственно половой акт между мужчиной и женщиной является не чем иным, как символическим осуществлением «попытки вернуться в материнское лоно».

В качестве последователя Ранка можно назвать также чешско-американского психолога Станислава Грофа (1931 г. р.). Он рассматривал такие уровни сознания, как:

  • биографический (обычные воспоминания);
  • перинатальный (переживание рождения и смерти);
  • трансперсональный (измененное состояние сознания: галлюцинации, бред, медитация).



Поделиться ссылкой