История риторики: От софистов до «живого слова»

«И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры»
А. П. Чехов

Так же, как любая наука и как любое искусство, риторика развивалась вместе с развитием общества. И, конечно же, отражала особенности той или иной культуры, реагировала на требования исторического момента... А сейчас обучение искусству красноречия начинают с изучения его истории.

Мудрецы античности

Не следует думать, что из всех государств Древнего мира искусство риторики почиталось и развивалось исключительно в Древней Греции и — позднее — в Риме. Безусловно, и в Шумере, и в Египте, и в Древнем Китае рождались выдающиеся образцы искусства красноречия, дошедшие до нас в виде отрывков из сводов законов, жизнеописаний знаменитых государственных деятелей, политических договоров. Но именно в античной Греции риторика окончательно оформилась как особая область искусства и науки, именно здесь появились первые теоретические труды, посвященные красноречию. Причина — в особенностях политического и государственного устройства древней Эллады.

Марк Фабий Квинтилиан
Марк Фабий Квинтилиан — знаменитый римский учитель красноречия, автор «Наставлений оратору» — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности

В древнегреческих полисах — городах-государствах — были заложены основы для демократического устройства общества. Огромную роль играли такие общественные институты, как народное собрание, суд-ареопаг, ранее—совет старейшин. Поэтому выступать перед большой аудиторией, защищать свою точку зрения и привлекать на свою сторону избирателей либо судей греческому гражданину, ведущему активную общественную жизнь, приходилось часто. Каждый политический деятель или полководец был «по совместительству» оратором.

Слово «демагогия» ныне носит презрительный оттенок. Им принято обозначать пустые рассуждения, подчас основанные на подмене понятий и нарушении логики. Но первоначально в Древней Греции демагогом (буквально: «руководящий народом») называли «народного» политика, выразителя интересов низших слоев населения.

В V веке до н. э. широкую известность в Греции приобретают софисты (от греч. «знаток», «мудрец»). Их принято относить к философам, хотя многие софисты представляли собой просто учителей красноречия, за определенную мзду обучавших соотечественников искусству «плетения словес». Они обучали приемам воздействия на слушателя, построению логических цепочек, мастерски владели секретами ведения спора.

Правда, софисты были уверены: цель оратора — не достижение истины, а утверждение в своей правоте. Поэтому в упражнениях, которые эти преподаватели предлагали своим ученикам, в изобилии содержались передергивания и ложные умозаключения. Истина относительна, заявляли софисты, и ею вполне можно поступиться ради достижения своей цели! Особенно, если на первый взгляд все правильно и логично. В результате понятие «софистика» приобрело негативно-пренебрежительный оттенок. Правда, именно софистам мы обязаны рождением риторики как систематической науки.

Нам сложно сейчас судить, кто и когда начал формулировать основные правила риторики, но обычно исследователи утверждают, что первые рассуждения на эту тему содержатся в трудах Коракса — оратора и политического деятеля V века до н. э.

«Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как увидеть, что уместно, а что нет» (Цицерон)

Категорическим противником теории «относительной истины» стал Сократ. Благодаря ему и его ученику Платону в Греции получает широкое распространение искусство диалога: помните знаменитое высказывание о том, что «в споре рождается истина»? Не доказать свою правоту любой ценой, а прийти совместными усилиями к истине, дороже которой нет ничего на свете! — вот девиз Сократа и его великого ученика. На смену внешней красивости, словесным упражнениям приходит слово как способ доказательства и убеждения.

Ансельм Фейербах. Пир Платона
Ансельм Фейербах. Пир Платона. 1869. Художник иллюстрирует один из «диалогов» Платона, посвященный любви и написанный в форме застольной беседы

Учеником и «идейным наследником» Платона был Аристотель. Он не во всем был согласен со своим преподавателем, но дополнил и развил многие его идеи. Аристотель был уверен: нет такой области, в которой можно было бы обойтись без умения говорить, убеждать и доказывать! Именно идея о всеохватности риторики сподвигла философа написать капитальный труд, посвященный искусству красноречия, в котором он рассмотрел уже известные вам понятия: этос, пафос, логос. Умозаключения Аристотеля о стиле речи, о власти доказательств, о том, что перед каждой новой аудиторией нужно искать новые приемы, учитывая возраст, интересы, социальное положение слушателей, актуальны и по сей день.

В старинных изданиях, посвященных риторике, вам может встретиться ее устаревшее обозначение «элоквенция», от латинского eloquentia — «дар слова», «красноречие»

К I веку до н. э. главенствующее положение на территории современной Европы занимает Древний Рим. И дальнейшее развитие риторики осуществлялось уже в основном благодаря римским ораторам и государственным деятелям. Кстати, слово «оратор» римского происхождения, его основа—латинский термин orare, что означает говорить, убеждать.

Рембрандт. Аристотель с бюстом Гомера
Рембрандт. Аристотель с бюстом Гомера. 1653. Аристотель представлен как «преемник» и почитатель Гомера — полулегендарного поэта древности
Хусепе де Рибера. Аристотель
Хусепе де Рибера. Аристотель. 1637. Рибера представил знаменитого философа, одного из отцов риторики, в образе своего современника, задумавшегося над очередным трактатом

Наверное, многим знакомо имя Марка Туллия Цицерона, политика, писателя и блестящего оратора. Риторике он посвятил семь больших работ, в которых последовательно развивал идею о том, что овладение искусством красноречия требует серьезных усилий. Ведь невозможно стать хорошим оратором, не имея представления о философии, истории, логике и многих других областях знания!

Цицерон предложил универсальную схему, пятичастное описание риторического процесса. Каким образом мысль преобразуется в слово? Римский мудрец представил такие «части» классической риторики:

  • инвенция (лат. inventio—«нахождение»). «Что сказать?»;
  • композиция (в некоторых вариантах—диспозиция, от dispositio—«расположение»). «В каком порядке сказать?»;
  • элокуция (elocutio—«украшение речи»). «Какими словами сказать?»;
  • мемория (лат. mstrongoria—«память»). «Как запомнить?»;
  • акция—произнесение, представление информации.

Но этим, по мнению Цицерона, оратор ограничиваться не должен. Ему нужно еще уметь удержать внимание аудитории, перестроиться на ходу, если дискуссия «свернула не туда», развенчать аргументы противника...

Рекомендации Цицерона поддержал, развил и дополнил преподаватель риторики Марк Фабий Квинтилиан, составивший подробный трактат «Об образовании оратора», в котором гармонично сочетались теория и практика.

По легенде, знаменитый оратор Демосфен с детства не отличался хорошей дикцией. Но он научился четко и правильно говорить, набирая в рот камешки и добиваясь ясности произношения с этим «препятствием». А шум толпы заменяло ему штормовое море.
Эжен Делакруа. Демосфен разговаривает с волнами. 1859
Эжен Делакруа. Демосфен разговаривает с волнами. 1859

Красноречие в храме и на научной кафедре

В Средние века сложилась парадоксальная ситуация: античный мир и его достижения объявлялись церковью «греховными», «языческими», но при этом многие достижения древнегреческих и древнеримских мыслителей активно использовались европейскими богословами. Так, явно с оглядкой на труды Аристотеля и Цицерона составлены многие сочинения Фомы Аквинского, Августина Блаженного и других «отцов церкви». Необходимость «нести слово божье», излагать для неграмотных церковные догматы порождала талантливых проповедников, подчас обладавших большим влиянием на паству, чем правящие короли и императоры, — в качестве примера можно привести уже упоминавшегося Савонаролу. Важную роль играла риторика и в годы конфликтов между разными религиозными направлениями.

Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст — знаменитый богослов, проповеди которого считаются одной из вершин церковного красноречия

В эпоху Возрождения и Нового времени, когда человек провозглашался главной ценностью, а наука и разум — основными инструментами познания мира, риторика в основном служит для популяризации науки, для разъяснения того, что еще несколько десятилетий назад считалось «чудом». Кроме того, риторика играет важную роль в литературе: так, в трудах кардинала Пьетро Бембо и писателя Бальдассаре Кастильоне, ярких представителей эпохи Возрождения, содержится множество рассуждений о стилистике речи, структуре народного языка, о роли образности и остроумия в изложении.

«Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление» (Максим Горький)

В конце XVII — в XVIII столетии риторика становится более «узкоспециальной», в ней более четко прослеживаются отдельные области, такие как риторика политическая, богословская, научная, судебная, литературная и даже светская, ведь, например, всевозможные самоучители по этикету и искусству «легкой беседы в обществе» тоже имели отношение к красноречию! Французский писатель и богослов Франсуа Фенелон в своей работе «Рассуждение о красноречии» превозносит такие достоинства оратора, как ясность мысли, четкость изложения, «поэтичность без излишеств».

Огюст Кудер. Открытие Генеральных штатов 5 мая 1789 года. 1839
Огюст Кудер. Открытие Генеральных штатов 5 мая 1789 года. 1839. Это заседание, созванное королем Людовиком XVI для решения финансовых проблем государства, и прозвучавшие на нем речи отчасти стали одной из причин Великой французской революции

Знаменитые религиозные проповедники средневековья:

  • Августин Блаженный
  • Иоанн Златоуст
  • Василий Великий
  • Беда Достопочтенный
  • Исидор Севильский

Пособия по риторике эпохи возрождения и нового времени:

  • «Риторика», Филипп Меланхтон
  • «Искусство поэзии», Николя Буало
  • «Источники французского красноречия», Шабанель
  • «Сад красноречия», Генри Пичем

«Словесные узоры» в России

Свои особенности имела русская риторика. Уважение к образной, яркой, «текучей» речи на Руси бытовало всегда—достаточно напомнить, что почетным гостем на пирах обычно был сказитель... О высоком мастерстве письменного слова свидетельствуют русские летописи, жития святых, «поучения», составленные князьями для своих наследников. Дошли до наших дней и любопытные образцы эпистолярного жанра, такие как переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским — оппоненты явно владели искусством красноречия и умели его применять!

Русские практические руководства по риторике были предназначены в первую очередь для летописцев и, конечно же, богословов. Использовались и иностранные труды (у нас были известны, к примеру, как произведения Аристотеля, так и труды французского иезуита XVII столетия Ноэля Шабанеля), и руководства, составленные соотечественниками. Так, были широко известны работы епископа вологодского Макария, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича.

«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить» (Михаил Ломоносов)

К числу известнейших книг, посвященных риторике и изданных в России, следует отнести написанное Михаилом Васильевичем Ломоносовым «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Это издание вышло в свет в 1748 году и надолго стало одним из самых популярных.

В XIX столетии развитие риторики в России продолжало в основном общеевропейские тенденции. Преподавание риторики в учебных заведениях было прекращено. В наши дни постепенно приходит осознание того, что искусство красноречия относится к той области знания, которая, даже не получая практического применения, играет огромную роль в повышении общей культуры человека, в формировании его жизненной позиции. Как знать, может быть, через несколько лет эта дисциплина станет обязательной в школах, лицеях, колледжах и университетах?

Классика риторики

В XIX веке в России вышли в свет два учебных пособия, составленных профессором Царскосельского лицея Николаем Федоровичем Кошанским: «Общая риторика» (1818) и «Частная риторика» (1832). Они переиздавались много раз и были популярны вплоть до начала XX столетия.

Таинственное «сказание»

Сказание о седми свободных мудростех

В XVII веке в России приобрело популярность произведение «Сказание о седми свободных мудростех», посвященное грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии. Автор и точное время создания неизвестны, есть версии, что это перевод с латинского языка; многие исследователи считают, что это творчество русского автора. «Сказание» много раз публиковалось как целиком, так и по частям, например в составе учебных пособий.

Современная риторика

Конечно, по сравнению с античными Грецией и Римом, с Россией времен Ломоносова условия, в которых существует риторика, несколько изменились. Другой стала социальная структура общества, много раз сменился государственный строй, претерпели изменения и языки, на которых когда-то говорили «отцы красноречия». Появились профессии и сферы деятельности, которые еще 30-50 лет назад попросту не существовали...

Соответственно, и риторика как наука также обогатилась различными направлениями и связями со смежными областями человеческой деятельности. Современная риторика — понятие гораздо более широкое, нежели античное «ораторское искусство». Но основные правила, задачи и принципы остались прежними.

Гравюра Э. Фессара и К. Вортмана. М. В. Ломоносов
Гравюра Э. Фессара и К. Вортмана. М. В. Ломоносов. 1757. Ломоносов был создателем популярного русского учебника риторики, в течение многих лет использовавшегося и учеными, и адвокатами, и политиками

Какие определения риторики и какое видение ее задач представляют нам современные специалисты?

В большинстве пособий по искусству красноречия представлена идея о том, что основная задача современной риторики адекватное и уверенное пользование всеми видами слова, куда относятся устное выступление, письменная работа, отчет, телефонная или интернет-коммуникация. Также риторику называют наукой о мастерстве эффективной речи.

Эффективная речь — это в первую очередь та, которая соответствует цели говорящего, то есть является целесообразной. Например, если вы хотите привлечь к своему предприятию новых торговых партнеров, вряд ли вы будете на презентации делать акцент на возможных недостатках продукции, которую выпускаете.

«Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна» (Лев Толстой)

Эффективная речь должна воздействовать на слушателя. Например, руководителю нужно сподвигнуть сотрудников на сверхурочную работу. Конечно же, он будет искать особые вдохновляющие, мотивирующие слова.

И, наконец, к условиям эффективной речи относят гармонизацию оратора и аудитории, то есть риторика предназначена еще и для того, чтобы сгладить возможное негативное восприятие (например, во время той же речи о сверхурочных), наладить взаимопонимание.

Государственная дума России. Выступает председатель Совета министров В. Н. Коковцов. Декабрь 1912 г.
Государственная дума России. Выступает председатель Совета министров В. Н. Коковцов. Декабрь 1912 г. От «политического красноречия» в те годы зависело очень многое...

От понятия «эффективность» неотделимо искусство убеждать. Поэтому изучение риторики невозможно без многочисленных упражнений и тренингов, нацеленных на высокий уровень взаимодействия выступающего со слушателями. Более того, именно «искусством убеждения» называют риторику некоторые современные исследователи, особенно те, кто специализируется в основном на тренингах и презентациях, на деловом общении. Но все же такое определение представляется узковатым.

«Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно» (Александр Герцен)

Очень важно и изучение культуры речи — без опоры на языковые нормы, без умения использовать выразительные средства языка хороший оратор немыслим.

Формирование каких основных умений ставится на первое место при изучении риторики в наше время?

  • Быстрое восприятие речи и любой другой информации.
  • Вычленение сути данной информации.
  • Оперативное облечение мысли в речь и действие.
  • Умение формировать монолог.
  • Умение апеллировать к чувствам, эмоциям, логике.
  • Умение вести диалог и управлять им.
  • Умение не поддаваться на «речевые провокации».
  • Умение сделать свою речь эффективной (требования к «эффективности речи» рассматривались выше).

Речь, вошедшая в историю

Мартин Лютера

Одной из лучших речей в истории риторики признается выступление Мартина Лютера Кинга, лидера движения за гражданские права чернокожего населения, «I have a dream» («У меня есть мечта»). Он произнес ее в 1963 году со ступеней Мемориала Линкольна, во время мирной акции протеста «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу».

К числу самых знаменитых речей в истории относятся:

  • Геттисбергская речь Авраама Линкольна
  • Речь матери Терезы на вручении Нобелевской премии
  • Фултонская речь Уинстона Черчилля



Поделиться ссылкой