Карнак

В том месте, где в древности на территории города Фивы располагался Карнак — знаменитый грандиозный храмовый ансамбль, посвященный богу солнца Амону, сейчас находится небольшая египетская деревня, носящая то же название. Величественные руины древних сооружений (а Карнак представлял собой не одно строение, а целый комплекс построек) главного государственного святилища Египта в период Нового царства до сих пор делают эту местность необыкновенно притягательной и любопытной.

Это интересно:

Карнак считается наиболее «долгостроящимся» сооружением, т.к. начал строительство храмов фараон Сенусерт I (это произошло в 1970-1934 гг. до н.э.), а. условно говоря, закончил их возведение император Август.

Карнак
Карнак — знаменитый грандиозный храмовый ансамбль, посвященный богу солнца Амону

В состав Карнака входили три основных архитектурных комплекса, включающих в себя различные часовни, храмовые постройки, обелиски, пилоны и т.д.: самый значительный и величественный храм Амона-Ра, соединенный аллеей Сфинксов с храмом Мут, а также одноименным храмом в Луксоре, комплекс Монту, расположенный на севере, и южный комплекс Мут.

Комплекс Амона-Ра, включающий в себя храмы Амона Фиванского (это главное и самое уникальное сооружение), Хонсу, Аменхотепа II, Тутмоса III, Рамсеса III, Осириса, Птаха, а также храм Ипет — самое величественное святилище Египта — отличался небывалыми размерами (его площадь составляет 123 га) и необыкновенной длительностью строительства — около 1500 лет.

Это интересно:

каждый царь следующей династии, среди которых наиболее отличились Яхмос I, Аменемхет I, Сенусерт I, Аменхотеп I и II, Тутмос I, III и IV, царица Хатшепсут, цари династии Птолемеев и др., считал своим долгом каким-либо образом усовершенствовать и украсить комплекс Амона-Ра, особенно храм Амона: дополнить возведенную ранее «основу» новыми сооружениями (пилонами, колоннами, молельнями, храмами, часвнями) или отреставрировать и расширить ее. Причем очень часто новшества полностью разрушали все созданные предшественниками образования и предпринятые ими улучшения, дабы таким образом продемонстрировать свое исключительное могущество и «бесконечную» власть.

Без сомнения, настоящими «бриллиантами» комплекса Амона-Ра являлись чудесный гипостильный зал храма Амона — открытый двор с прекрасными колоннами (их 134, причем центральные колонны считались самыми большими колоннами в мире), «авторами» которого были фараон Сети I и его сын Рамсес II, а также огромный (его площадь более 8 тыс.кв.м.) перистильный двор, включающий в себя малые храмы комплекса. Помимо огромного размера (его площадь около 5000 кв.м.) гипостильного зала, воображение очевидцев поражали красочные барельефы стен и колонн, отражающие необыкновенные ратные подвиги фараонов в других странах, огромные гранитные статуи Рамсеса II и его супруги, а также аллея сфинксов с головами баранов. Почти полностью разрушенный ассирийским царем Ашшурбанапалом в 664-663 гг., комплекс Амона-Ра впоследствии восстанавливался и успешно реставрировался следующими правителями.

Между прочим

одно из красивейших построек комплекса Амона-Ра — святилище из красного и черного гранита — было возведено дочерью фараона Тутмоса I Хатшепсут, являвшейся не царицей, а фараоном. Это сооружение, которое впоследствии — по традиции — было разрушено следующим правителем, воссоздано в наши дни. Кроме того сейчас можно увидеть и один из установленных ею обелисков (высота около 30 м), которые были переправлены в Карнак из Асуана по Нилу, для чего им пришлось преодолеть расстояние более чем в 200 км.

Обладающие меньшими размерами храмовые комплексы бога войны Монту (в его состав входили храмы Монту, Харпера и Маат) и супруги Амона богини Мут (он состоял из храмов Мут, Рамсеса III и Хонсупахереда) также не остались без внимания египетских правителей: их периодически расширяли, украшали, а также добавляли новые постройки и архитектурные фрагменты.




Поделиться ссылкой