Иберия

Иберия или Иверия — это древнее название Восточной Грузии (Картли).

На рубеже IV-III веков до нашей эры на территории Иберии образовалось государство. Основание Иберийского царства приписывается Фарнабазу. Земледельцы объединились в общины. Одна их часть считалась свободной, а другая подчинялась царскому роду и знати. На строительных и других тяжелых работах, а также в дворцовом хозяйстве использовался труд рабов. Рабами становились в основном военнопленные.

Центром страны в IV-II веках до нашей эры был город Армази, а в последние века до нашей эры ее столицей стал город Мцхета. Погребения в глиняных кувшинах, которые относятся к этому времени, свидетельствуют о том, что население постепенно переходило от скотоводства к земледелию. Одновременно развивались торговля и ремесла.

Иберия
Албания, Армения и Иберия. Клавдий Птолемей, 1561

У Страбона сохранились сведения о социальном строе Иберии в I веке до нашей эры. Однако эти сведения недостаточно ясны и толкуются в современной литературе по-разному. Согласно Страбону, все население Иберии делилось на четыре «рода людей». Иными словами, существовало четыре социальные группы.

Первый «род людей» ─ тот, из которого избирают царей. В состав этого рода, по всей видимости, входили не только члены царского дома, но и царские приближенные. Они назывались «сородичами» царя, светская знать — эриставы.

Интересно узнать: в горах Кавказа жили племена, которые занимались охотой и скотоводством. Некоторые из них зависели от иберийских царей, а некоторые были независимыми. Типичными представителями высокогорных племен были сваны, во главе которых стоял военный предводитель и совет из 300 человек. Постоянное войско отсутствовало, но если была необходимость, то все сваны выходили на войну.

Ко второму «роду людей» относились жрецы, в руках которых, согласно Страбону, находились внешние сношения.

К третьему «роду людей» относились воины и землевладельцы. Это были свободные иберы, которые занимались земледелием и скотоводством, а когда царь призывал на войну, они выходили воевать.

Четвертый «род людей» ─ это зависимые земледельцы, которые сидели на царской земле. Страбон называет их «царскими рабами». Однако в данном случае термин «рабы» не следует понимать в буквальном смысле. Эти лаой, предположительно, жили большими семьями, а может быть даже и родами, причем родственники сообща владели землей. Главой такой семьи был старейший, именно он и распоряжался общим имуществом. Вероятно, в Иберии были и настоящие рабы, только Страбон о них не упоминает.

С постепенным развитием торговли разрушались и старые условия жизни. На реках, которые играли значительную роль, стало развиваться судоходство, в стране появились сети дорог и мостов, появляются города с мощными крепостными стенами, домами с черепичными кровлями, рынками, общественными зданиями и водопроводами. Эти города становятся центрами ремесла и торговли. Именно такими городами становятся в Иберии Армази и Мцхета. Постепенно они сливаются в один город, так что Армази превращается по существу в акрополь Мцхеты. А в I веке нашей эры они были даже обведены одной стеной.




Поделиться ссылкой