Аристотель и последователи

Для средневековых мыслителей Аристотель был просто Философом. Его авторитет настолько превосходил всех прочих — даже самого Платона, — что не требовалось никаких более точных указаний; в «Божественной комедии» Данте он просто «учитель тех, кто знает». А после того, как в XIII веке Фома Аквинский сумел искусно соединить учение Аристотеля в единое целое с христианской теологией, оно стало новой догмой. Следующие три столетия позиции греческого философа в средневековой Европе оставались незыблемыми, и кажется, его незримая рука направляет любое движение философской мысли.

Аристотель
Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии

Пиетет перед Аристотелем был таков, что его философия (а порой и то, что выдавалось за его философию) зачастую принималась безоговорочно, и наконец настало время, когда она стала препятствовать прогрессу, подавляя оригинальное, неортодоксальное мышление. Подобная рабская верность неминуемо должна была вызвать ответную реакцию, каковой стала интеллектуальная и естественно-научная революция, охватившая Европу в XVI веке и представлявшая в первую очередь отказ от аристотелевского взгляда на мир. Но хотя звезда Аристотеля и потускнела со временем, его влияние никогда полностью не было преодолено, а в последние десятилетия многие из его глубочайших философских прозрений обретают новую ценность. В частности, в области моральной философии его наследие породило отдельное специфическое направление, известное как «этика добродетели».

Термин «аристотелевский» может, разумеется, описывать любые доктрины, предложенные Аристотелем, знаменитым греческим философом, учеником Платона, наставником Александра Великого и основателем философской школы (Лицея) в Афинах в IV в. до н. э. Но сегодня этот термин чаще упоминается в связи со схоластической философской традицией, разработанной Аквинатом и прочими схоластами Средневековья. Схоластика, без сомнения, многим обязана Аристотелю, но по иронии судьбы его страстные последователи в стремлении защитить ученого от нападок заняли предельно консервативные позиции, откровенно противоречащие подлинному духу его трудов.

Ученик и учитель

Иногда, упрощая, говорят, что философия Аристотеля стала ответом его учителю, Платону. В действительности их отношения были гораздо сложнее. Молодой философ был более методичен и вместе с тем обладал более широким спектром интересов, благодаря чему внес значительный и зачастую фундаментальный вклад в развитие физики, биологии, психологии, политики, этики, метафизики, риторики, эстетики, логики и других отраслей знания. Если Платон витал в облаках (почти в прямом смысле слова), то Аристотель прочно стоял обеими ногами на земле; отрешившийся от мира и сосредоточенный на духовных исканиях, Платон предлагает трансцендентную сферу реальности, в которой лишь и возможно обретение истинного знания, Аристотель же непреклонно конкретен, до приземленности.

Сторонник здравого смысла, он находит полноту реальности в привычном окружающем мире, настаивая, что подлинное знание можно отыскать здесь (и только здесь) путем настойчивого исследования. Оставаясь последовательным практиком в своих методах, он собирает доказательства, тщательно их классифицирует, подвергает методическому и систематическому анализу, а затем в рациональной, логической и рассудительно индуктивной манере выводит заключение на основании собственных исследований.

Схоластический синтез

После смерти Аристотеля его влияние в течение нескольких столетий поддерживали сначала созданная им школа, знаменитый Лицей, а позже труды многочисленных редакторов и комментаторов, но когда в 529 году император Юстиниан закрыл языческие школы в Афинах и Александрии, об Аристотеле почти забыли. Возрождение интереса к его работам связано изначально с латинскими переводами арабских комментаторов философа — Авиценны и Аверроэса. Благодаря усилиям двух монахов-доминиканцев, Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского, философия Аристотеля способствовала расцвету европейской учености.

"Вряд ли может быть сказано что-нибудь более нелепое о естественной философии, чем то, что мы находим в так называемой аристотелевской «Метафизике», или что-нибудь более враждебное государству, чем многое из того, что сказано в его «Политике», или что-нибудь более невежественное, чем большая часть его «Этики»" Томас Гоббс, 1651

Отчасти в ответ на абстрактную трансцендентность неоплатоников, Аквинат намеревался создать единую философию, сосредоточившую в себе аристотелевский рационализм и христианскую теологию. Он широко использовал физику Аристотеля (совокупность физических объектов); динамику (анализ пространства и движения); эпистемологию (взгляды на приобретение интеллектуального знания) и космологию (Вселенная состоит из четырех элементов — воздух, земля, огонь и вода, в центре ее расположена Земля, окруженная прозрачными сферами, на которых размещены планеты). Пять Путей (доказательств существования Бога) в определенной степени обязаны своим появлением аргументам Аристотеля. В создании натуралистической версии христианства Аквинат — подобно Аристотелю, но в отличие от неоплатоников — в первую очередь был озабочен защитой представления о человеке как создании, ответственном за собственные действия.

"Моими богами, хотя очень по-разному, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем"  Чарлз Дарвин, 1882

Главный успех синтеза Аквината в итоге его и погубил. Философия Аристотеля стремительно превратилась в неоспоримую догму, а некоторые самые гипотетические ее части, как, например, аристотелевская концепция Вселенной, становились все более уязвимыми под напором стремительного прогресса естественных наук. Теологическая основа природы — представление о том, что биологические организмы, системы и процессы объяснимы в понятиях их целей — оставалась неизменной еще долго после того, как основы ее были расшатаны открытиями в астрономии и механике. Последователи Аристотеля упорно отстаивали последние рубежи, защищая его философию. В 1624 году парламент Парижа постановил, что «под страхом смерти никто не смеет исповедовать или преподавать доктрины, противоречащие Аристотелю». На пике научной революции главным обвинением в адрес Аристотеля стали обскурантизм и догматизм его последователей; к тому времени, похоже, люди успели позабыть, что именно этот древнегреческий ученый ввел в обиход принципы научной методологии.

Этика добродетели

Более четырехсот лет философы, занимающиеся вопросами морали, рассуждали преимущественно о действиях, а не о тех, кто их совершает; о том, что мы должны делать, но не о том, какими нам следует быть. Задача заключалась в разработке принципов, на которых строится мораль, и создании правил, регулирующих наше поведение согласно этим принципам. Но за последние полвека многие философы, разочаровавшись в прежних подходах и вдохновленные этикой Аристотеля, вновь обратили внимание на характер и добродетель. В результате родилось новое направление философии, известное как «этика добродетели».

Этика добродетелей
Центральным понятием этики Аристотеля является его учение о добродетелях. В современном обществе учение о добродетелях до сих пор является актуальнейшей темой для дискуссий

Согласно древнегреческой мысли, высшим благом для человека и конечной целью его жизни является eudaimonia — обычно это слово переводят как «счастье», но само понятие гораздо шире, и точнее трактовать его как «процветание» или «благоденствие». Таким образом, вопрос не в том, «как правильно поступать (в тех или иных обстоятельствах)?», но «как правильно жить». С точки зрения Аристотеля, сущность человека в его способности рассуждать — точнее, использовать разум для того, чтобы понять, как жить правильно; eudaimonia представляет собой «деятельность души сообразно добродетели». Жить добродетельно означает быть или стать личностью, которая, обретя мудрость путем обучения и тренировки, поступает должным образом в различных обстоятельствах. Иными словами, правильный характер и нрав, естественный или благоприобретенный, выражается в правильном поведении. Это откровение не утратило своей актуальности за минувшие две тысячи лет.




Поделиться ссылкой