Бенедикт Спиноза: разум, природа и воля

«Незнание — не довод, невежество — не аргумент.»
Б. Спиноза

Бенедикт Спиноза отличался рациональным, «математическим» подходом к философии. Он старался разъяснить понятия «природа» и «бог», «свобода» и «предназначение»… Его часто называют атеистом — прежде всего за критику священных книг; но Спиноза отождествлял божественную силу и природу, так что его взгляды скорее пантеистичны.

Торжество рационализма

Бенедикт Спиноза
Бенедикт Спиноза, философ-рационалист

В практичном XVII веке на первое место выходит уже не безоговорочная вера, а наука и разум. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт разрабатывают методику научного исследования. На много лет девизом науки и философии становится высказывание Бэкона: «Знание — сила!» Способность человека мыслить и рассуждать рассматривается философами как блестящая возможность познания и творческого преобразования мира. Подобный подход получил название рационализма (от лат. ratio — разум).

В этом направлении развивалась и философская система нидерландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозы.

Он родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Семья была достаточно состоятельной, что позволило юному Спинозе посвящать много времени чтению и самообразованию. Знавшие его люди вспоминали, что юноша, обучавшийся в иудейском религиозном училище, в отношении литературы был абсолютно всеяден: он читал произведения неоплатоников, христианских отцов церкви, арабских мыслителей и ученых, еврейских философов… Уже тогда он начал позволять себе очень вольные для религиозного человека высказывания; впоследствии Спиноза отошел от иудаизма.

«Как только вы вообразите, что не в сос тоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным» (Б. Спиноза)

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии — «субстанции». Еще в древности философы задавались вопросом: есть ли в мире нечто такое, что является основой для всего существующего? Земли, неба, человеческого тела и прочего? Собственно, слово «субстанция» по-латыни и означает «то, что лежит в основе». А вот о том, как выглядит субстанция и каковы ее свойства, высказывались разнообразные предположения.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа суть одно и то же. Субстанцию нельзя разделить на части, у нее есть только два свойства: протяжение (материальный предмет имеет форму и объем) и мышление. Да-да, с этой точки зрения, мышлением обладают не только люди, но и животные, и даже… неодушевленные предметы. Ибо субстанция содержит в себе природное, Божественное начало. Например, тело человека — это протяжение, а его душа — мышление.

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так. Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной. В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти». Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

«Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими» (Б. Спиноза)

Пути познания

Но если человек, по мнению философа, не является абсолютно независимым существом, то может ли он познавать окружающий мир? Спиноза считал, что может, если поймет, что существует несколько уровней познания. Первый, низший — это чувственное представление, воображение. Сюда мыслитель относил, к примеру, обычный жизненный опыт, который не дает нам абсолютных истин. Второй уровень — рассудочный, разумный. Это познание общих законов и понятий: например математических законов. В этом отношении он был последователем Бэкона, утверждавшего, что, только двигаясь от частных фактов к общим выводам, можно прийти к достоверной информации, и Декарта с его версией «врожденных идей», которыми человек обладает от рождения. И лишь при помощи многочисленных наблюдений, опытов, экспериментов, сравнения, выведения общих закономерностей можно прийти к правильным выводам, считал Спиноза.

Нам, живущим в ХХI веке, это кажется очевидным? Но научные методы сейчас у нас есть во многом благодаря Бенедикту Спинозе и другим рационалистам Нового времени…

«Ссылка на авторитет не есть довод» (Б. Спиноза)



Поделиться ссылкой