Даты в философии

600 г. до н. э. В Древнем Китае, примерно в это время, Лао-цзы закладывает основы даосизма.

600 г. до н. э. Фалес, один из семи греческих мудрецов, известный ученый и философ, один из главных представителей монизма, приходит к выводу, что все рождается из воды и в нее превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — тоже вода.

Фалес
Фалес

560 г. до н. э. В этот год или примерно в это время Анаксимен Милетский задумывается над тем, что воздух есть субстанция, из которой происходит все сущее, и что Вселенная родилась из бесформенной и бесконечной массы.

530 г. до н. э. Непальский принц Сиддхартха Гаутама начинает свои духовные странствия, которые станут первым шагом к основанию буддизма.

520 г. до н. э. Пифагор говорит о том, что все мироздание основано на целых числах. Помимо теоремы, которая носит его имя, величайший древнегреческий философ и математик, а также его ученики находят соотношение между числами и музыкальными нотами.

500 г. до н. э. Китайский политический философ Кун Фу-цзы, больше известный нам как Конфуций, создает учение, которое позже назовут его именем — конфуцианство.

Около 500 г. до н. э. Гераклит Эфесский верит в единство противоположностей и в то, что Вселенная — вечно динамичный баланс изменений. Например, река, текущая через город, течет постоянно и постоянно находится примерно в одном и том же месте, но в каждый момент времени это — другая река, ведь она состоит из новой воды.

Примерно 480 г. до н. э. Парменид из Элеи в Южной Италии говорит, что изменения невозможны и что наше мнение о Вселенной как о чем-то, допускающем множественность и движение, иллюзорно. Реальность — неизменная и единая сущность, становящаяся известной лишь посредством наших рассуждений, а не благодаря чувствам.

Примерно 440 г. до н. э. Фракиец Протагор — ведущий представитель софистической школы мысли, которая исходит из того, что мораль и истина не универсальны, но могут изменяться в результате успешных споров. По словам Протагора, «человек есть мера всех вещей».

Примерно 399 г. до н. э. Афинский философ Сократ приговорен судом к самоубийству по обвинению в «совращении молодежи». Преследование Сократа странным образом совпадает с тем, что он выявляет изъян в риторике софистов, господствующих в городе.

Примерно 390 г. до н. э. Прозванный «смеющимся философом» за концепцию, основанную на представлении, что радость — главная добродетель, Демокрит из Фракии использует идеи своего учителя Левкиппа, чтобы описать Вселенную как нечто, состоящее из маленьких невидимых частиц материи, которые он назвал «атомами».

Примерно 380 г. до н. э. Теория Платона о мире идей разграничивает мир идей (форм) и чувственный мир. Для этого влиятельного древнегреческого мыслителя мир форм абстрактен и может быть постижим только при помощи разума.

Платон
Платон

Примерно 330 г. до н. э. В Древней Греции Диоген, ученик Антисфена, основателя кинического направления философии, провозглашает принцип аскетизма и живет в бочке, пьет из горсти и ест чечевичную похлебку из выеденного хлеба. Кинизм, позже ставший называться цинизмом, в переводе с греческого означает «похожий на собаку».

Около 310 г. до н. э. Эпикур заявляет, что смыслом жизни является поиск счастья или удовлетворение правильных желаний. Сегодня его философия известна как эпикуреизм.

Примерно 300 г. до н. э. Начинается развитие шести классических систем индуистской философии.

55 г. до н. э. Римский поэт Тит Лукреций Кар пишет философскую поэму «О природе вещей», в которой излагает свое учение, основанное на воззрениях философа Эпикура. Позже он совершает самоубийство, предположительно, сойдя с ума из-за принятия любовного зелья.

Примерно 110 г. Эпиктет проповедовал идеи стоицизма и утверждал, что основная задача философии — научить различать то, что сделать в наших силах, а что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, — телесное, внешний мир. Но наши мысли и стремления, наше счастье в наших руках.

Примерно 260 г. Рожденный в Египте и получивший образование в Риме, Плотин, основатель неоплатонизма, соединил философию Платона с иудейским и египетским мистицизмом.

Примерно 398 г. Марк Аврелий Августин, император и философ, заявляет, что люди обладают свободной волей, так как способны размышлять и, «следовательно», выбирать, совершать им дурные или добрые поступки.

Примерно 510 г. Боэций верит в то, что Бог находится вне времени и может видеть все наши мысли и деяния в прошлом, настоящем или будущем.

517 г. Примерно в это время в Шаолине, буддийском монастыре в центральном Китае, индийский монах Бодхидхарма (Дамо) основывает первую школу чань-буддизма, где проповедует свое учение.

817 г. В Японии крупный религиозный, культурный и общественный деятель Кукай пишет трактат, посвященный учению Сингон-сю, оказывающий фундаментальное влияние на японскую культуру.

820 г. Примерно в это время, в Багдаде, Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди обратился к философским трудам Аристотеля и Плотина, став основоположником перипатетизма на мусульманском Востоке.

Примерно 1020 г. Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна, представитель восточного аристотелизма, говорит о грани между телом и душой.

Примерно 1077 г. Святой Ансельм разрабатывает онтологический аргумент. Ансельм указывает, что даже представить Бога — значит дать ему жизнь. Задача аргумента — доказать существование Бога через его определение, которое неизбежно приведет к утверждению необходимости его существования.

1180 г. Абу аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, известный как Ибн Рушд или — на Западе — Аверроэс, арабский ученый из мусульманской Испании, работает над комментариями к работам Аристотеля. В период раннего Ренессанса, переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.

1190 г. Моисей Маймонид, великий ученый, представитель средневекового испанского иудаизма, приходит к выводу, что описать Бога невозможно, так как у него нет и не может быть свойств или недостатков.

1274 г. Фома Аквинский связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Утверждал, что, хотя Вселенная и существовала вечно, Земля была создана в определенный момент времени. «Космологический аргумент» Аквината призван доказать существование Бога как некую первую причину, которую все называют Богом: ведь у всего должна быть первопричина, она и есть Бог.

1287–1347/49 гг. Годы жизни Уильяма из Оккама, английского философа, в честь которого названа «Бритва Оккама», закон экономии, выраженный в словах: «Не следует умножать сущности без необходимости».

1509 г. Эразм Роттердамский, крупнейший ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов», пишет труды, провозглашающие принципы гуманистической философии. Его трактаты — реакция на коррупцию в католической церкви. Некоторые идеи Эразма ложатся в основу Реформации, но сам он ее не принимает.

Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский

1513 г. Итальянский политик Никколо Макиавелли публикует трактат «Государь», становясь основателем нового направления — политической философии. Его работа — попытка вернуть утраченное влияние на семью Медичи, правящую в это время во Флоренции.

1580 г. Французский ученый Мишель де Монтень — одна из ключевых фигур в истории скептицизма: потребность в одобрении окружающих, утверждал он, ведет лишь к распаду и ненависти.

1620 г. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода, приводит к резкому росту числа эмпирических исследований в Европе, известному как научная революция.

1641 г. Француз Рене Декарт заявляет, что он мыслит, а, следовательно, существует, или, если следовать буквальной цитате: Cogito ergo sum.

1651 г. Во время английской гражданской войны Томас Гоббс публикует трактат «Левиафан», работу по политической философии, вводящую в оборот идею общественного договора, который подразумевает согласие людей ограничить свои свободы, чтобы получить преимущества политического порядка.

1670 г. «Мысли» — книга, посвященная взаимоотношениям Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистском понимании. Эта работа французского математика, механика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, опубликована посмертно.

1677 г. «Этика, доказанная в геометрическом порядке» — философское сочинение голландского мыслителя еврейского происхождения Бенедикта Спинозы, опубликованное после смерти автора в 1677 году его друзьями, описывает, как Бог находится во всех вещах, но не ограничен ни одной из них.

1690 г. Английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Джон Локк исследует природу познания и утверждает, что каждый начинает свое понимание мира с tabula rasa, чистого разума, который в результате получения нового опыта постепенно заполняется знаниями.

1704 г. Немецкий ученый Готфрид Лейбниц предполагает, что «все к лучшему в этом лучшем из миров».

1710 г. Джордж Беркли, английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии, и епископ Клойнский в Ирландии, утверждает, что существование требует чьего-то восприятия, и, следовательно, единственное, что существует — это разум и идеи, которые он воспринимает.

1748 г. Дэвид Юм, одна из ключевых фигур в истории Шотландского Просвещения, исследует природу и границы человеческого знания, полагая, что мы гораздо меньше знаем о реальности и о нас самих, чем думали философы.

Дэвид Юм
Дэвид Юм

1759 г. Французский писатель Вольтер публикует повесть «Кандид, или Оптимизм», в которой высмеивает оптимистическое мировоззрение Лейбница.

1762 г. Жан Жак Руссо публикует трактат о правах человека «Общественный договор».

1776 г. Шотландский ученый Адам Смит выпускает книгу «Богатство народов», став первым экономистом, рассуждающим о таких базовых институтах экономики, как спрос, предложение, рынки и труд.

1781 г. Иммануил Кант публикует трактат «Критика чистого разума», ставший одной из самых значительных работ в истории современной философии.

1788 – 1860 гг. Артур Шопенгауэр рассматривает проблему того, как грани нашего восприятия и разума неизбежно формируют грани Вселенной.

1789 г. Английский реформатор Джереми Бентам публикует свою работу «Введение в основания нравственности и законодательства», где проводит идеи утилитаризма, родоначальником которого он является.

1807 г. Георг Гегель издает трактат «Феноменология духа», который представляет собой исследование форм существования сознания.

1846 г. Датский интеллектуал Сёрен Кьеркегор заканчивает свою работу над исследованием экзистенциализма, в которой он приходит к выводу, что тревожность, свойственная человеку, — результат полной свободы выбора.

1848 г. Карл Маркс и Фридрих Энгельс публикуют «Коммунистический манифест», вместо призрака коммунизма по Европе прогуливается революция. Двадцатью годами позже Маркс издает «Капитал».

Карл Маркс
Карл Маркс

1858 г. Британские ученые Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес порознь разрабатывают теорию эволюции путем естественного отбора. Получив статью Уоллеса об эволюции, Дарвин, работавший над «Происхождением видов», написал Чарльзу Лайелю, что никогда не встречал более поразительного совпадения идей двух людей.

1859 г. Джон Стюарт Милль публикует сочинение «О свободе»: максимальная свобода достигается постепенно, в результате прогресса, а не революции. Милль также полагал, что целью общества должно быть наивысшее счастье наибольшего числа людей.

1885 г. Фридрих Ницше публикует философский роман «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», в котором заявляет, что Бог мертв, а будущее принадлежит «сверхлюдям», раздвигающим границы возможного для человека.

1890 г. Уильям Джемс, американский психолог, становится основателем прагматизма, нового философского движения.

1905 г. Американский философ и писатель испанского происхождения Джордж Сантаяна замечает: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь».

1910 г. Реформатор системы образования в США Джон Дьюи в книге «Как мы думаем» утверждает, что познание вырастает из «ощущения несоответствия или затруднения». Не привычный, правильный ход событий, а острые углы побуждают к действию.

1911 г. Эдмунд Гуссерль, немецкий основатель феноменологии, исследует структуру и природу осознанного опыта и исходит из того, что если наука основана на наблюдениях, то ей свойственны пристрастность и заблуждения, которые неизбежно влияют на восприятие.

1921 г. Людвиг Витгенштейн публикует свой почти что нечитабельный «Логико-философский трактат», в котором он изучает проблему отражения реальности в языке, а также существования истин, выразить которые язык не может. Эти размышления Людвига Витгенштейна задали новые направления для развития философской мысли.

1927 г. Мартин Хайдеггер в книге «Бытие и время» исследует вопрос, почему люди — единственные создания, размышляющие о причинах своего существования.

Мартин Хайдеггер<
Мартин Хайдеггер<

1934 г. Рудольф Карнап, ведущая фигура в философии логического позитивизма, выстраивает новую концепцию лишь на утверждениях, которые поддаются эмпирической проверке.

1934 г. Австро-британский философ и ученый Карл Поппер выдвинул принцип фальсификационизма, согласно которому теория является научной, если существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент еще не был поставлен.

1939 г. Индийский политик и философ Сарвепалли Радхакришнан публикует работу «Восточные религии и западная мысль». Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Философ был убежден, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальных религии, философии и морали.

1945 г. Бертран Рассел пишет «Историю западной философии», ставшую лучшим учебником по истории этого непростого предмета за последнее тысячелетие.

1950-е гг. Жан Поль Сартр и Симона де Бовуар исследуют вопросы экзистенциализма, феминизма и революционной политики.

1966 г. Мы верим в то, что идея человеческой природы вечна, но французский философ Мишель Фуко полагает, что ее не было большую часть истории, и ее возраст не превышает 200 лет!

1969 г. Жак Деррида работает над философией деконструктивизма и концепцией différance, различия и различения, которая, если сильно упрощать идею Деррида, показывает, как смысл каждого слова неясен, пока не произнесены последующие.

1971 г. Американский теоретик социального либерализма, основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права Джон Ролз: правила правосудия только тогда могут считаться общепринятыми, когда они игнорируют статус человека.

1975 г. Австралийский философ-моралист Питер Сингер уверен, что животные страдают так же, как и люди, и, следовательно, их страдания морально значимы.

1979 г. Жан-Франсуа Лиотар, охарактеризовавший в семидесятые годы XX века современное состояние науки, культуры и общества в целом как «состояние постмодерна», говорит об изменении статуса знания: в постиндустриальную эпоху это товар, который продается и покупается.

1984 г. Британский философ Дерек Парфит приходит к выводу, что идентичность персоны заключается не в сумме ее воспоминаний и опыта, поскольку теоретически они могут быть скопированы, так же, как и тело человека. Личностной идентичности, по его мнению, попросту не существует, по крайней мере, в том смысле, который мы вкладываем в это понятие. И, если следовать этой логике, лишается ли потерявший память человек частицы своей идентичности?

1999 г. Философия философии — метафилософия американского мыслителя Ричарда Рорти — исходит из того, что наше естественное понимание морали все еще находится в становлении: мы делаем все, на что способны, а мир — в целом — становится лучше.

2003 г. Профессор Оксфордского университета, шведский философ Ник Бостром полагает, что Вселенная — симуляция, созданная гигантским суперкомпьютером, задача которого состоит в моделировании прошлого наших далеких потомков.

2013 г. Ученые начинают поиск доказательств того, что известная нам реальность — всего лишь компьютерная программа на квантовом уровне.




Поделиться ссылкой