Философия коммунизма

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Этим громогласным призывом Карл Маркс завершил «Манифест Коммунистической партии», брошюру длиной меньше 12 000 слов, написанную им совместно с Фридрихом Энгельсом и опубликованную в 1848 году в качестве политической платформы «Лиги Коммунистов» — бесплодной, недолговечной, скандальной и склочной. И, тем не менее, эта брошюрка повлияла на историю человечества сильней, чем любой другой сравнимый с ней текст. Еще за три года до «Манифеста» Маркс с отвращением писал о философах, которые довольствовались лишь попытками объяснить окружающий мир. «Дело же заключается в том, — писал он, — чтобы изменить его». При всем своем радикализме и революционности Маркс вряд ли мог представить, как поведет себя вызванный им к жизни «призрак коммунизма».

Карл Маркс
Маркс своей теорией коммунизма выдвинул альтернативу не просто капитализму самому по себе, а всей до сих пор существующей цивилизации, которая на этапе капитализма достигает своего наивысшего расцвета

Прошел целый век со смерти Маркса в 1883 году, прежде чем начали разваливаться режимы, пытавшиеся претворить в жизнь его идеи или по крайней мере то, во что его идеи превратились. Сталинская Россия и «культурная революция» Мао оставили несмываемое пятно на репутации Маркса. По мере того, как начиная с 1991 года в облаках пыли рушились статуи Ленина, тезисы Маркса о классовой борьбе, завершающейся построением бесклассового общества, терпели крах, как и сама советская система. Коммунизм, а с ним и идеи революционной борьбы и бесклассового общества, казалось, окончательно обратились в «руины истории», как предсказывал в 1982 году президент США Рональд Рейган. Но шли годы, пыль улеглась, и оценки стали более сдержанными. В мире глобального капитализма и порожденного им колоссального имущественного неравенства не нужно быть твердокаменным социалистом, чтобы оценить фундаментальную человечность основной идеи Маркса — идеи общества, в котором каждый отдает в силу своих способностей и получает соответственно потребностям.

Стимул к изменению

«Призрак коммунизма» — детище не одного только Маркса. В первой половине XIX века европейское общество изменилось до неузнаваемости в результате технологической и промышленной революций. Эта трансформация вызвала колоссальный рост производительности и привела к немыслимому ранее увеличению богатства промышленно развитых стран; но все эти новые доходы в основном отправлялись в карманы капиталистической элиты. Таким образом, обогащались те, кто и так был богат, за счет пролетариата, положение которого в тот же период неуклонно ухудшалось.

"Нельзя обвинять Маркса в том, что было совершено под знаменем его идей, так же как нельзя обвинять Иисуса в том, что было совершено его именем" Тони Бенн, британский социалист, 1982

Столь значительные (и чудовищно несправедливые) социальные перемены вызвали ответную реакцию. На протяжении нескольких десятилетий до публикации «Манифеста» в 1848 году «все силы старой Европы» активно боролись с коммунистами-радикалами, членами радикальных социалистических движений, действующих во имя рабочего класса и готовых к насильственному свержению капиталистического строя и упразднению частной собственности. Именно в ответ на эти чаяния Маркс разрабатывал свою концепцию переустройства общества — как политическую доктрину и как практическое руководство к действию.

История классовой борьбы

Два столпа марксизма — специфическая экономическая теория и столь же специфическое понимание исторического процесса. Согласно Марксу, движущей силой истории является экономическое развитие. Главная задача любого общества — производство всего необходимого для выживания, которое достигается в рамках «способа производства», характерного для данной эпохи; он представляет собой совокупность средств труда (сырье, материалы, инструменты и орудия труда) и рабочей силы, человеческих ресурсов, обладающих нужными навыками. Структура экономики, определяемая этими факторами, определяет и структуру общества в целом, в первую очередь взаимоотношения разных социальных слоев, или «классов».

В каждую историческую эпоху один класс является господствующим и контролирует средства производства, эксплуатируя труд рабочего класса в своих интересах. Но способы производства прошлого и настоящего фундаментально нестабильны. «Противоречия» в отношениях между разными социальными элементами неминуемо приводят к росту напряженности и со временем — к конфликту и революции, в которой господствующий класс заменяется новым. Отсюда один из ключевых тезисов «Манифеста»: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

"Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности"  Карл Маркс, 1848

Промышленный капитализм, способ производства эпохи Маркса, с его точки зрения, был необходимым этапом экономического развития, обеспечившим огромный рост производительности. Но буржуазия, господствующий капиталистический класс, которому принадлежали средства производства, использовала свою экономическую власть для накопления богатства, которое создавалось трудом рабочего класса (пролетариата). Согласно научным законам (как их видел Маркс), действующим при капитализме, процесс индустриализации неизбежно приведет к еще большему обеднению пролетариата. В конце концов, рабочий класс осознает невозможность примирения собственных интересов и интересов буржуазии. Тогда рабочие восстанут и сбросят иго буржуазии, захватят средства производства и уничтожат частную собственность. После этого они установят «диктатуру пролетариата», защищающую их интересы против буржуазной контрреволюции. Но на смену этому временному, переходному государственному устройству в «конце истории» придет подлинный коммунизм: бесклассовое общество, в котором воцарится всеобщая свобода, а средства производства будут принадлежать всему обществу в целом и использоваться для производства благ для всех.

Рай может подождать

«Господствующие идеи каждой эпохи, — писал Маркс в 1845 году, — это идеи господствующих классов». Иными словами, господствующая идеология — совокупность общепринятых взглядов, выражаемых средствами массовой информации, образовательными учреждениями и т. д., — это взгляды господствующего класса, призванные оправдать экономическое и социальное неравенство. В 1902 году, за 15 лет до революции в России, будущий руководитель Советского Союза Владимир Ильич Ленин, принимая марксистский анализ идеологии в целом, критиковал недостаточное понимание самим Марксом глубины воздействия этой идеологии на массы. Маркс полагал, что восстание пролетариата произойдет спонтанно, но Ленин был уверен, что господствующая идеология создает «ложное понимание» и рабочий класс остается слеп к своим собственным интересам, попустительствуя угнетению. Ленин считал, что вести рабочих к светлому будущему должен авангард, состоящий из представителей интеллектуальной элиты, — таких как… он сам. Этот авангард сможет установить «диктатуру пролетариата», переходную фазу (по Марксу), которая со временем завершится полноценным коммунизмом. Проблема в том, что ни один коммунистический режим XX века так никогда и не преодолел переходного периода: авангард захватывал власть и удерживал ее, устанавливая диктатуру, но не пролетариата, а коммунистической партии. Наступление коммунистического рая на земле откладывалось.




Поделиться ссылкой