Философия либерализма

«Если бы мы жили во времена Гражданской войны, так называемые консерваторы назывались бы либералами, а либералы считались бы тори». Из всех американских президентов XX века, пожалуй, самым далеким от либерализма был Рональд Рейган. И, тем не менее, именно он в интервью 1975 года указал на непростую историю двух главных политических идеологий современности — консерватизма и либерализма.

«Стремление ограничить вмешательство правительства в жизнь общества, децентрализация власти и расширение индивидуальной свободы» — звучит как определение классического либерализма, взятое прямо из учебника, но, по мнению Рейгана, именно это является «основой консерватизма». Как могут две идеологии, сегодня считающиеся (особенно в США) диаметрально противоположными, так сильно пересекаться, тем более в представлении человека, которого сегодняшние правые консерваторы считают чуть ли не полубогом?

Ответ на этот вопрос кроется в истории либерализма. В основе либерализма лежит всего одна, пусть и непростая, идея — идея важности личности, ее прав и свобод, которые необходимо защищать от произвола власти. Ради достижения этой цели либералы в какой-то момент вынуждены были сменить свои методы на прямо противоположные.

"По мере того как человечество становится либеральней, оно будет все более склонно предоставлять достойным членам общества равные права на защиту от произвола правительства"  Джордж Вашингтон, 1790

Первые идеологи либерализма сомневались в добросовестности правительства и требовали ограничения его полномочий, особенно в экономике. Позже, когда стало очевидно, что неконтролируемая экономическая активность создает имущественное неравенство, возможно, даже более разрушительное для свободы личности, чем деятельность правительства, либералы поддержали государственное вмешательство в общественную жизнь и экономику и выступили за создание сильной власти, которая сможет исправить несправедливость, порожденную капиталистической экономикой. Консерваторы, в свою очередь, начали пользоваться (но с иными целями) средствами ранних, классических либералов — поддерживали свободу предпринимательской деятельности и выступали за минимализацию государственного вмешательства в экономику.

Классический либерализм

Появление либерализма как политической идеологии обычно связывается с периодом религиозных войн, и особенно с Тридцатилетней войной, бушевавшей в Европе в первой половине XVII века. Смута и разруха, неизбежно последовавшие за десятилетиями религиозных и династических конфликтов, приводили в ужас мыслителей того времени. Именно эти драматические события заставили английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка задуматься о происхождении государства как явления и его легитимности. Оба считали, что суверенная власть правомерна только при соблюдении «общественного договора» между правителем и подданными, добровольно ограничивающими свои права и свободы ради общей безопасности. Эти идеи нашли выражение в «Двух трактатах о правлении» Локка, опубликованных в 1690 году, всего через два года после «Славной революции», установившей конституционно ограниченную монархию в Англии. Эти работы вдохновили политических деятелей следующего века — революционеров Франции и Америки. В эпоху социальных потрясений осознание ценности индивидуума обрело невиданную прежде глубину. Личность освободилась от оков королевской власти, лендлордов, не подчинялась более ни авторитету Церкви, ни диктату древних обычаев.

Идея ограничения роли правительства и вера в рационально мыслящую личность породили одну из главных черт классического либерализма — его связь с капитализмом и свободной торговлей. Первым эту связь проследил шотландский экономист Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит выступал против вмешательства правительства в экономику, утверждая, что действия свободного индивидуума в рамках свободного рынка, его разумное стремление к собственной выгоде пойдут на пользу обществу в целом, поскольку в экономике, основанной на обмене, выгода одного неизбежно оказывается выгодной всем.

Классический либерализм достиг пика своего развития в XIX веке, когда великие утилитаристы Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль использовали идеи свободной экономики Смита — особенно принципы свободы выбора и просвещенного эгоизма — в политике. Они разработали систему индивидуальных прав, лежащую в основе современного либерального мышления. К концу века либерализм преобразовал политический климат в Европе, где главной формой правления стала конституционная монархия, а промышленный капитализм способствовал невиданному прежде росту экономики.

Новый либерализм

Уже Адам Смит предвидел, что ничем не контролируемый свободный рынок может привести к появлению ярко выраженного неравенства. Милль считал, что это неравенство следует сглаживать по мере сил. Сторонников либерализма часто упрекали в одержимости ограничением власти государства и неспособности увидеть опасность частной, капиталистической власти. К концу XIX века стало очевидно, что промышленников и финансистов мало заботит жизнь обычных граждан. Как реакция на эту новую тиранию реакционной плутократии появился новый (социальный) либерализм. Его сторонники были готовы мириться с расширением полномочий правительства — при условии, что оно ограничит произвол капиталистов и проведет экономические реформы. Среди главных достижений нового либерализма было создание системы социального обеспечения и социальной безопасности в рамках политики «Нового курса» президента Рузвельта в 1930-х.

Адам Смит
Основная идея в учении А.Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложении
"Либерализм есть предел великодушия; это право, которое большинство уступает меньшинству, и это самый благородный клич, когда-либо прозвучавший на Земле"  Хосе Ортега-и-Гассет, 1930

Новый либерализм достиг своего расцвета в годы беспрецедентного экономического подъема после Второй мировой войны. Но в 1970-х экономический рост сначала замедлился, а потом и вовсе остановился, началась экономическая стагнация. В результате к власти в Америке и Великобритании пришли «новые правые», Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер (так называемые неолибералы), поддерживающие — в теории, если не на практике — идеи классического либерализма: ограничение государственной власти и свободу экономики. В информационной войне, которую вели «новые правые», либерализм безжалостно критиковали и пародировали: тут и разбухающий госаппарат либеральных правительств, и растущие налоги, и бессмысленный «политически корректный» жаргон; само слово «либерал» в американской политике стало практически ругательством. Такая ситуация для исторически самой либеральной — во всех смыслах — страны была весьма необычна. Тем не менее пламя просвещенного и прогрессивного либерализма не гаснет, как красноречиво сказал кандидат в президенты Роберт Кеннеди полвека назад:

«Что имеют в виду наши оппоненты, когда навешивают на нас ярлык "либерал”? Если "либеральным” они называют… правительство, ведущее мягкую внешнюю политику, противостоящее независимости местного управления и не заботящееся о расходовании денег налогоплательщиков, то вся деятельность нашей партии показывает, что мы не "либералы”. Но если либеральным назвать правительство, смотрящее в будущее, а не в прошлое, приветствующее новые идеи, заботящееся о благополучии граждан, — то я горд считать себя "либералом”».

Различие темпераментов

Викторианские мыслители полагали, что главное отличие консерватизма от либерализма в разном восприятии человеческой природы. С точки зрения консерваторов, люди по натуре слабы и эгоистичны, и своей задачей они видели поддержание общественного порядка и стабильности; либералы считали, что люди по натуре добры и рациональны, и для них главной задачей было обеспечение счастья человечества. Сторонники более оптимистичного взгляда на человеческую натуру были обычно прогрессивны и с энтузиазмом воспринимали реформы. Этот контраст прекрасно описал величайший из либеральных премьер-министров Великобритании Уильям Гладстон: «Либерализм — это доверие народа, настроенного благоразумно, консерватизм — это недоверие испуганного народа».




Поделиться ссылкой