Фуко и изобретенное человечество

К шестидесятым годам двадцатого века стало ясно, что современное человечество как вид — сравнительно недавно появилось на Земле. Французский философ Мишель Фуко задумался над тем, как это повлияло на развитие нашего знания о наших далеких предках.

В 1966 году Фуко в книге «Слова и вещи» вернулся к обсуждению генезиса человеческой природы и того, как он влияет на наше представление о том, что значит быть человеком. Как и многие другие философы до него, Фуко признавал, что отношение человека к тому, что его или ее окружает, своего рода «здравый смысл», является продуктом того исторического момента, в котором живет индивид. Результатом этого становится то, что здравый смысл, эталон, по которому поверяется человеческое существование, не может быть задан изначально, но постоянно меняется с течением времени.

Человек
Фуко утверждал, что каждая попытка дать определение человеческой природе, — например, каким был в 1490 году «Витрувианский человек» леонардо да Винчи, — будет соответствовать только тому времени, когда она была предпринята.

В качестве подзаголовка Фуко поставил «Археология гуманитарных наук». Эти слова отсылают нас к предположению французского философа, что современный человек не может понять мыслительные процессы своих предков без предварительного изучения контекста, в котором они жили и мыслили. Фуко в своих размышлениях пошел еще дальше, предположив, что современная концепция «человечества» или «человеческой природы» значительно отличается от той, которую могли бы признать своей наши предшественники.

«Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием» (М. Фуко)

Это изобретение возникает в начале XIX века примерно во времена Иммануила Канта. И этот «изобретенный» современный человек, который одновременно является и объектом, и инструментом познания, оказался бы совершенно непостижимым и для наших предков, и для наших потомков, поскольку и те, и другие являются носителями совершенно другого образа мыслей.

Археология мышления

Мишель Фуко предложил новую технику для понимания того, как изменилась природа человека за все время истории человечества. Он называл это «археологией мышления», занимаясь которой мы должны найти свидетельства того, как люди думали в контексте своего времени. Фуко предположил, что можно проследить историю идей, чтобы сформировать своего рода семейное древо — и заметил, что идея человеческой природы — лишь одно из многих направлений мысли, пришедших к нам из прошлого.

Кости древнего человека
Кости древнего человека мало отличаются от тех, что принадлежат современному человеку, но склад его ума был принципиально другим



Поделиться ссылкой