Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум

«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.

Весь мир — философия

Георг Гегель
Георг Гегель, один из величайших немецких философов

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией. 

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную. 

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом. 

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)

Развитие абсолютной идеи

Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.

С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир. 

На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)

История мирового духа

«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.

Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто. 

Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)

Поделиться ссылкой