Иммануил Кант и его нравственные правила

«Характер — это способность действовать согласно принципам.»
И. Кант

Иммануила Канта считают родоначальником немецкой классической философии, или немецкого идеализма. В это время смещается акцент с изучения «человека в природе» на человека как такового. Кант уделял особое внимание не только возможностям человеческого мышления, но и вопросам морали.

От происхождения Вселенной к законам морали

Иммануил Кант
Иммануил Кант, философ- идеалист

В XVIII столетии продолжается активное распространение научного знания — этот век неспроста вошел в историю как век Просвещения. Соответственно, растет количество философских систем и теорий. Все более жарким становится спор о том, можно ли познать окружающий мир и при помощи каких инструментов это делать.

К величайшим философам XVIII века относится Иммануил Кант (1724–1804). В сферу его интересов входило очень многое: происхождение Вселенной, вопросы этики, государственные законы. Деятельность Канта обычно делят на два периода: «докритический» и «критический». В первый период он выступает главным образом как физик и астроном: пишет о движении небесных тел, о приливах и отливах… Высказанная Кантом версия о том, что Солнечная система возникла из газовой туманности, и по сей день не сбрасывается со счетов учеными. Второй же период ознаменовался многочисленными работами, в которых мыслитель оценивает возможности мышления, проводит по- дробный анализ всех предыдущих философских теорий, уделяет внимание понятиям «долг» и «нравственность».

Можно ли познать скрытое?

В своей работе «Критика чистого разума» Кант рассматривает одну из главных, с его точки зрения, проблем: возможно ли в принципе достоверное научное знание? По его мнению, нам доступно лишь впечатление о предмете — те данные, которые предоставляют нам наши органы чувств. Кант использует выражение «вещь в себе», утверждая, что мы получаем знания о предметах только в той форме, которая доступна нашему сознанию. Существует мир сам по себе — и мир, который мы «нарисовали себе» при помощи органов чувств. А значит, мир отчасти остается непознанным, неоткрытым.

В то же время Кант очень уважал стремящихся к знанию: «Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения».

«Смерти меньше всего боятся люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность» (И. Кант)

О долге и нравственности

Из теории «вещей в себе» философ не делает вывода о слабости человеческого разума. Он считает, что наше сознание не просто пассивно получает информацию, а дает возможность отчасти преобразовать мир, который как бы подстраивается под созданную нами в своем воображении картину. И этот вывод стал одним из оснований этических правил Канта.

При рассмотрении проблем нравственности Кант ввел понятие «категорический императив». Это некий неизменный, универсальный закон. С точки зрения Иммануила Канта, моральные поступки человек совершает только тогда, когда руководствуется этим законом. Он очень прост: «Поступай так, чтобы твой поступок мог стать всеобщим законом». Приведем пример. Человек, измученный тяжелой жизнью, задумывается о самоубийстве. Но если все совершат его? Человечество погибнет, значит, самоубийство неэтично и безнравственно.

Огромное значение Кант придавал понятию «долг». «Возвышенное, великое слово!» — писал он. Это понятие было для него тесно связано с нравственностью. Нравственны те поступки, которые соответствуют долгу, то есть — по большому счету — категорическому императиву. Из этого философ выводил понятие о «легальных» и «моральных» поступках. Например, кто-то спас утопающего, надеясь на награду. Его поступок легален (правилен), но не морален. А вот если мы спасаем человека просто потому, что не можем иначе, руководствуясь только долгом, то наш поступок морален и этичен. Таким образом, все дело в наших мотивах. «Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены», — писал философ.

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» (И. Кант)



Поделиться ссылкой