«Я мыслю, следовательно, я существую». Философия Рене Декарта

Отбросив любые мнения, в которых предположительно можно было усомниться, бросившись в бездонное море неопределенности, Декарт отчаянно ищет опору — твердую почву, на которой можно возвести храм человеческого знания...

Рене Декарт
Рене Декарт

«Я заметил, что, когда я пытаюсь думать о чем-либо, пускай ошибочно, необходимо, чтобы я, думающий, все же существовал. И наблюдение этой истины - «Я мыслю, следовательно, я существую» [cogito ergo sum] - настолько твердо и очевидно, что все экстравагантные гипотезы скептиков не могут его поколебать; и тогда я решил, что могу, без малейших сомнений, принять это утверждение в качестве первого принципа философии».

Вот так француз Рене Декарт пришел к самой знаменитой и, возможно, самой важной мысли в истории западной философии.

«Je pense, donc je suis» Рене Декарт, 1637

Метод сомнений

Сам Декарт стоял в авангарде естественнонаучной революции, прокатившейся по Европе в XVII веке, — он намеревался (довольно амбициозно) порвать с набившими оскомину догмами Средневековья и «создавать науку» на прочнейшем из фундаментов. Для этих целей Декарт разработал собственный строжайший «метод сомнений».

Вместо того, чтобы выбирать и выбрасывать гнилые яблоки (его собственная метафора), он полностью опустошает корзину, избавляясь от любых представлений, которые могут вызвать хоть малейшее сомнение. А под занавес он выдумывает злобного демона, у которого лишь одна цель — обмануть мыслителя, так что в корзине Декарта не остается места даже для очевидных истин геометрии и математики. И в этот момент — освободившись от всего, даже от собственного тела и чувств, других людей, всего внешнего мира, — Декарт находит спасение в cogito, мышлении. В каком бы заблуждении он ни пребывал, насколько решителен ни был демон в стремлении на каждом шагу обмануть его, все равно должен быть объект обмана.

Даже сомневаясь во всем остальном, Декарт не может усомниться в том, что сейчас, в настоящий момент, он обдумывает эту самую ложную идею. Демон «никогда не убедит меня в том, что я ничто, до тех пор, пока я думаю, что являюсь кем-то... Я есть, я существую — и это истина, независимо от того, порождена ли она моим разумом, или внушена мне».

Границы cogito

Ранние критики Декарта, а вслед и многочисленные их последователи, полагали, что он придает слишком большое значение cogito. Но на самом деле Декарт всего лишь пришел к выводу, что процесс мышления существует, но из этого вовсе не следует, что мыслит именно он. Но даже если допустить, что мысли порождает предполагаемый мыслитель, следует признать, что постулаты Декарта существенно ограничены. Во-первых, cogito имеет форму первого лица — мое cogito действенно только для меня, ваше — для вас, потому демон может убедить меня, что это вы думаете (и, следовательно, существуете). Во-вторых, cogito - это настоящее время и прекрасно сочетается с идеей о том, что я перестаю существовать, как только прекращаю мыслить. В-третьих, «Я», чье существование установлено, крайне зыбко и эфемерно: я могу не иметь биографии и прочих атрибутов, которые и делают меня «мною», и, разумеется, я по-прежнему остаюсь в когтях подлого демона.

Подводя итог, «Я» этого cogito — лишь мимолетный миг самосознания, не более чем пустячок, отрезанный от остальной действительности, включая его собственное прошлое. Так что же Декарт сумел построить на таком шатком фундаменте?

Реконструируя знание

Возможно, Декарт и заложил фундамент, но припас ли он материалы для строительства? Похоже, он установил планку чересчур высоко — не ниже, чем доказательства достоверности существования демона. Отступление оказалось удивительно (и пожалуй, даже тревожно) стремительным. Существует два основных тезиса в поддержку идеи Декарта. Он указывает, что отличительная черта cogito — это ясность, с которой мы можем видеть, и отсюда он делает вывод о существовании общего правила — «все, что мы ощущаем ясно и отчетливо, является подлинным». Но откуда такая уверенность? А вот откуда: самая ясная и отчетливая идея — это идея всемогущего и всеведущего Бога.

Бог — источник всех наших идей, и, поскольку он милостив, он никогда не станет нас обманывать. Используя наши способности к наблюдению и рассуждению (тоже полученные от Бога), мы непременно придем к истине. Стоило на сцене появиться Богу, и море сомнений начало стремительно мелеть, мир оказался восстановлен, и можно приступать к реконструкции знания на научной основе.

Навязчивые сомнения

Попытки Декарта выбраться из ловушки сомнений, которую он сам себе выкопал, убедили очень немногих. Гораздо больше внимания привлек печально известный «картезианский круг» — откровенное использование ясных идей для доказательства существования Бога, чья доброта, в свою очередь, гарантирует ясность и справедливость этих идей. Независимо от степени убедительности этого аргумента (едва ли Декарт действительно попал в столь очевидную ловушку) трудно разделить его уверенность в том, что ему удалось изгнать демона.

Декарт не может отрицать (и не отрицает), что ложное мнение существует; и, если следовать основному правилу, это должно означать, что иногда мы можем заблуждаться относительно ясности и точности идеи. При этом мы не можем знать, что совершаем ошибку, а если так, то врата для скептицизма вновь распахнуты.

«...Обрести прибежище в достоверности существования Высшего существа, ради доказательства достоверности наших чувств, определенно означает сделать крайне неожиданный вираж» Дэвид Юм, 1748

Декарта называют отцом современной философии. И он заслуживает этого титула, но вовсе не по тем причинам, которые понравились бы ему самому. Он стремился рассеять сомнения скептиков раз и навсегда, чтобы мы могли посвятить себя рациональному познанию, но в итоге оказался гораздо более успешен в создании сомнений, чем в их развенчании. Последующие поколения философов оказались заражены скептицизмом, который со времен Декарта безоговорочный лидер в философии.

Язык имеет значение

Широко известное латинское изречение — cogito ergo sum — содержится в «Принципах философии» (1644) Декарта, но в его «Рассуждении о методе» (1637) есть и французский вариант (Je pense, done je suis), а в «Размышлениях о первой философии», главной работе Декарта, изречение в его канонической форме вовсе не встречается.

Происхождение cogito

Cogito ergo sum — возможно, самое известное философское изречение, но происхождение его не совсем ясно. Его приписывают Декарту, но идея cogito восходит к гораздо более ранним временам. Например, в начале V века Блаженный Августин писал: «Если я обманываюсь, то уже поэтому существую». Впрочем, и он не был первым.




Поделиться ссылкой