Неоплатоники: восхождение души

«Единое — свет абсолютно чистый и простой; ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; материя — мрак.»
Плотин

Неоплатонизм — направление древнегреческой философии, основанное на идеях Платона, включающее идеи Аристотеля и элементы восточных учений. Целью неоплатонизма было единение с богом.

Синтез учений Платона и Аристотеля

Плотин
Плотин, один из основоположников неоплатонизма

Основателем неоплатонизма считается Плотин, а его учителем был Аммоний Саккас, о жизни которого не сохранилось почти никаких сведений. Известно только, что в молодости он работал грузчиком в порту, откуда и получил свое прозвище («саккас» означает «мешок»). По воспитанию Аммоний был христианином, но, познакомившись с учениями Древней Греции, отказался от христианства, посчитав, что истина скорее в философии, чем в религии.

Обнаружив сходство во взглядах Платона и Аристотеля, Аммоний Саккас первым начал объединять эти два учения. В первую очередь он соединил идею Платона о нематериальности души и идею Аристотеля о космическом уме, при помощи которого создается все во Вселенной. Дальше над новой философской системой работали ученики Аммония, в первую очередь Плотин. В чем же суть этой системы? В ее центре находится учение о Едином. Этот термин означает и высшее благо, и первоначальное состояние мира до его разделения на материю и идеи. Единое необъяснимо и недоступно человеческому уму. Оно противоречиво по своей природе: неразделимо, и в то же время создает все многообразие вещей и явлений.

Неоплатоники считали, что мир порождается в результате эманации (излияния) Единого, которая осуществляется в три этапа. Сначала появляется ум, затем душа, а на последнем этапе материя, самая грубая часть мироздания. Уже на первом этапе Единое теряет свою целостность, так как ум содержит в себе множество идей. Появление души — это дальнейшее разделение, так как во Вселенной огромное разнообразие душ. Кроме того, каждая душа состоит из двух частей: высшей, бессмертной, и низшей, исчезающей вместе с телом.

«Любовь входит в каждую душу настолько сильно, насколько эта душа способна пробудить в себе воспоминание о божественном и вечном» (Плотин)

Спасение души в системе неоплатоников

Плотин одиннадцать лет учился у Аммония Саккаса, потом изучал индийскую и персидскую философию, откуда заимствовал некоторые элементы. Вслед за Платоном он считал, что душа спускается с небес на землю и обретает тело. Главной его задачей было нахождение пути, по которому душа может подняться к богу.

Единое, как считали неоплатоники, создавая все в мире, движется сверху вниз. Поэтому каждый последующий уровень мироздания меньше наполнен благом, чем предыдущий. Самый нижний уровень, материя, полностью лишен истины и блага. Но возможно и обратное движение — возвращение человеческой души к своему изначальному источнику. Как это происходит? Душа должна пройти путь эволюции, постепенно полностью очиститься от зла. Для своего восхождения к Единому душа должна совершать сознательные усилия. Со стороны этики эти усилия заключаются в заботе о морали и нравственности, со стороны эстетики — в созерцании прекрасного, которое приближает человека к абсолюту. Кроме того, душе следует пройти путь аскезы — отрешиться от всего лишнего и сосредоточиться на главном.

Шаги духовного пути были подробно описаны Плотином. Путь начинается с отказа от вожделений и возвышения над чувственностью. После этого душа наполняется любовью к истинно прекрасному. Следующий шаг — овладение отвлеченным мышлением. И, наконец, — экстаз единения с божеством.

«Душа не есть дощечка для письма, свободная от записей; но она исписана от века, пишет себя и пишется умом» (Прокл Афинский)

Развитие неоплатонизма

Неоплатоники на протяжении десятилетий продолжали искать способы соединения души с Единым. Они не только изучали древние культы и религии, но и применяли на практике многие обряды и техники. Одна из школ неоплатоников, Сирийская, использовала для этих целей теургию — мистические ритуалы единения с богами, которые состояли из магических действий и молитв. Их последователи из Пергама занимались толкованием древних предсказаний и священных текстов, заимствованных из разных античных культов, изучали пифагорейскую символику чисел. Таким образом, в неоплатонизме философское знание объединилось с мистикой и религией.

Последним представителем этого направления, а также всей античной философии считается Прокл Афинский, живший в V веке. Это было время заката древнегреческой цивилизации, когда христиане активно боролись с античными философами-язычниками. Проклу, который написал «Возражения против христиан», в какой-то момент пришлось даже уехать из Афин, чтобы избежать преследования.

В чем же главная заслуга этого философа? Он собрал воедино знания, накопленные за всю историю неоплатонизма, проанализировал их и создал стройную систему, которую оставил потомкам. Главный его труд называется «Теология Платона». После смерти Прокла философское учение стремительно утрачивало популярность, многие последователи неоплатонизма перешли в христианство.

«Единое не есть сущее, но родитель его, и это — как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным, так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чем не нуждается, Оно как бы перелилось через край и, исполненное Собою, создало иное» (Плотин)



Поделиться ссылкой