Политическая философия Берка

Эдмунд Берк был британским политическим деятелем, который разработал такое видение общественного устрой­ства, которое до сих пор отражается во взлетах и паде­ниях современного политического дискурса.

Берк пришел в политику во второй половине XVIII века, когда философские учения Гоббса, Руссо, смита и других ученых уже оказывали значительное воздействие на развитие общества. Британское общество становилось все более коммерциализированным, а концепция общественного договора уже воспринималась как непременное условие. В обмен на подчинение требованиям государства и уплату налогов люди ожидали определенной защиты их интересов и возможности влиять на общественное благо. Британские колонии в Америке демонстрировали усиливающееся нежелание соблюдать соглашение, в соответствии с которым управление ими осуществлялось из Лондона. Аналогичные процессы происходили во Франции, хотя и несколько по-другому: бедное население Франции приходило ко все более растущему недовольству сложившимся положением вещей, диктуемым абсолютной монархией, и монархом, купающимся в роскоши в то время, как они боролись за выживание.

Эдмунд Берк
Берк предпочитал постепенные общественные перемены, но поддерживал Американскую революцию как борьбу против колониализма

«Когда хорошие люди…»

Знаменитый афоризм «Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки» часто приписывают Эдмунду Берку, но мы не уверены, говорил ли он это на самом деле. Он действительно говорил что-то очень похожее, хотя значительно менее энергичное: «Когда головорезы сплачиваются, хорошие парни должны объединяться; иначе они падут один за другим бессмысленными жертвами в напрасной борьбе».

Медленно, но верно

Эдмунд Берк не был революционером. Он был не согласен с Руссо в его предположении, что социальный договор может быть изменен в любой момент, если этого захочет достаточное количество людей. Берк утверждал, что общество связано традициями и может двигаться к успешным изменениям только постепенно. Радикальные перевороты никогда не были хорошей идеей, полагал Берк, и в полном соответствии со своими убеждениями он не принял Французскую революцию с самого ее начала. При этом Берк поддерживал борьбу американцев за независимость, поскольку они в своих намерениях не заходили так далеко, как французы.

революция во Франции
Во Франции революция привела к террору, во время которого многие люди были казнены. Это оправдало то неприятие, с которым Берк встретил низвержение традиционного устройства французского государства.

В конце концов, американские повстанцы всего лишь хотели выполнения своего и вполне законного общественного договора, а не выдернуть все с корнем и начать заново, как это происходило во Франции. Берка часто называют первым политикомконсерватором. Он выступал за защиту права собственности и экономику свободного рынка, считая их общественным благом, но при этом придерживался традиционных ценностей.

Тем не менее, в центре его политической философии стремление к созданию условий, при которых общественным договором были бы признаны все достижения человеческого духа, например, такие как искусство и благотворительность, а не только те, что имеют коммерческую ценность. Ведь важны были не только те вещи, которым можно было бы дать твердую цену.

Именно поэтому он доказывал, что общество — не только соглашение внутри группы людей, объединенных общими интересами здесь и сейчас. Напротив, общество черпает свои истоки в традициях, переданных предшествующими поколениями своим потомкам. Берк не был согласен с концепцией Локка, что образование — ключ к развитому обществу. Локк верил в то, что каждый начинал свою жизнь своего рода чистым листом, обладая способностями к познанию разных предметов и к обучению правильному поведению.

Берк же в отличие от него был приверженцем концепции первородного греха, когда грехи отцов падут на головы их детей, коверкая души последующих поколений, и только общественные традиции и устои помогают людям вести нравственную жизнь. С этой точки зрения моральный долг каждого поколения — сделать свои порядки еще более совершенными, чтобы последующие поколения могли вести более добродетельный образ жизни. И этот процесс может происходить только постепенно в течение многих и многих поколений. «Завтра будет лучше, чем сегодня», — эта фраза могла бы стать отличным предвыборным слоганом для Эдмунда Берка.

Священный бунт

Общественные волнения были обычным явлением во времена Берка. Когда он, к изумлению окружающих, выступил с поддержкой аристократов во время Французской революции, это спровоцировало преследования тех, кто поддерживал революцию, особенно священниковдиссидентов, каким был прямой и откровенный ученый Джозеф Пристли (он также открыл кислород). В 1791 году дом Пристли в Бирмингеме был сожжен, а за ним самим была объявлена охота, которая продолжалась три дня, пока вступившие в город войска не прекратили этот священный бунт.

Священный бунт



Поделиться ссылкой