Эдмунд Берк был британским политическим деятелем, который разработал такое видение общественного устройства, которое до сих пор отражается во взлетах и падениях современного политического дискурса.
Берк пришел в политику во второй половине XVIII века, когда философские учения Гоббса, Руссо, смита и других ученых уже оказывали значительное воздействие на развитие общества. Британское общество становилось все более коммерциализированным, а концепция общественного договора уже воспринималась как непременное условие. В обмен на подчинение требованиям государства и уплату налогов люди ожидали определенной защиты их интересов и возможности влиять на общественное благо. Британские колонии в Америке демонстрировали усиливающееся нежелание соблюдать соглашение, в соответствии с которым управление ими осуществлялось из Лондона. Аналогичные процессы происходили во Франции, хотя и несколько по-другому: бедное население Франции приходило ко все более растущему недовольству сложившимся положением вещей, диктуемым абсолютной монархией, и монархом, купающимся в роскоши в то время, как они боролись за выживание.
Знаменитый афоризм «Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки» часто приписывают Эдмунду Берку, но мы не уверены, говорил ли он это на самом деле. Он действительно говорил что-то очень похожее, хотя значительно менее энергичное: «Когда головорезы сплачиваются, хорошие парни должны объединяться; иначе они падут один за другим бессмысленными жертвами в напрасной борьбе».
Эдмунд Берк не был революционером. Он был не согласен с Руссо в его предположении, что социальный договор может быть изменен в любой момент, если этого захочет достаточное количество людей. Берк утверждал, что общество связано традициями и может двигаться к успешным изменениям только постепенно. Радикальные перевороты никогда не были хорошей идеей, полагал Берк, и в полном соответствии со своими убеждениями он не принял Французскую революцию с самого ее начала. При этом Берк поддерживал борьбу американцев за независимость, поскольку они в своих намерениях не заходили так далеко, как французы.
В конце концов, американские повстанцы всего лишь хотели выполнения своего и вполне законного общественного договора, а не выдернуть все с корнем и начать заново, как это происходило во Франции. Берка часто называют первым политикомконсерватором. Он выступал за защиту права собственности и экономику свободного рынка, считая их общественным благом, но при этом придерживался традиционных ценностей.
Тем не менее, в центре его политической философии стремление к созданию условий, при которых общественным договором были бы признаны все достижения человеческого духа, например, такие как искусство и благотворительность, а не только те, что имеют коммерческую ценность. Ведь важны были не только те вещи, которым можно было бы дать твердую цену.
Именно поэтому он доказывал, что общество — не только соглашение внутри группы людей, объединенных общими интересами здесь и сейчас. Напротив, общество черпает свои истоки в традициях, переданных предшествующими поколениями своим потомкам. Берк не был согласен с концепцией Локка, что образование — ключ к развитому обществу. Локк верил в то, что каждый начинал свою жизнь своего рода чистым листом, обладая способностями к познанию разных предметов и к обучению правильному поведению.
Берк же в отличие от него был приверженцем концепции первородного греха, когда грехи отцов падут на головы их детей, коверкая души последующих поколений, и только общественные традиции и устои помогают людям вести нравственную жизнь. С этой точки зрения моральный долг каждого поколения — сделать свои порядки еще более совершенными, чтобы последующие поколения могли вести более добродетельный образ жизни. И этот процесс может происходить только постепенно в течение многих и многих поколений. «Завтра будет лучше, чем сегодня», — эта фраза могла бы стать отличным предвыборным слоганом для Эдмунда Берка.
Общественные волнения были обычным явлением во времена Берка. Когда он, к изумлению окружающих, выступил с поддержкой аристократов во время Французской революции, это спровоцировало преследования тех, кто поддерживал революцию, особенно священниковдиссидентов, каким был прямой и откровенный ученый Джозеф Пристли (он также открыл кислород). В 1791 году дом Пристли в Бирмингеме был сожжен, а за ним самим была объявлена охота, которая продолжалась три дня, пока вступившие в город войска не прекратили этот священный бунт.