Постфилософское общество

В конце 1990-х Ричард Рорти заявил, что философия не способна выявить некую абсолютную правду о том, как лучше всего жить. Вместо этого общество всегда задавалось вопросом, что правильно, а что — нет.

Когда нам задают сложный этический вопрос, на который нет четкого ответа, мы зачастую выбираем нашу позицию на основании наших чувств. Мы просто «чувствуем», что хорошо, а что плохо. (Может быть, это «говорят» нам наши кости, или мы «находим» это в нашем сердце, или мы просто «знаем» вне зависимости от каких-либо осязаемых данных.) на самом деле, достаточно удивительно, как в наше время рационализма и продвинутого анализа мы все еще принимаем решения именно так.

экран камеры
Рорти утверждал, что наше внутреннее око не схоже с экраном камеры: камера не собирает и не реструктурирует информацию из окружающего мира. наши культурные обычаи и верования так изменяют наши органы чувств, что они перестают быть простым отражением реальности

Означает ли это, что у нас есть какая-то глубоко запрятанная неизученная связь с естественной добротой, которая находится вне нас? американский философ-прагматик Ричард Рорти предложил другой взгляд: мы сами определяем свой моральный компас. Правильное и неправильное — наши собственные изобретения, и они не раз менялись за все время человеческой истории.

Зеркальный разум

Рорти предположил, что идея, будто мы имеем некую первобытную связь с природной моральностью, исходит из неправильной трактовки того, что нам говорит наш взгляд на мир. Он оспаривал утверждение, будто бы наши чувства отражают реальность в механическом процессе, в котором чистые данные собираются органами чувств, а потом соединяются для представления полной картины окружающего мира. Он полагал, что наши органы чувств также отражают наши обычаи и верования об окружающем мире, и что это создает ложное ощущение, будто внешняя реальность способна дать ответы на этические вопросы.

Так к чему же ведет такая философия? Рорти предположил, что моральность полностью выдумана и что правильное и неправильное является тем, в чем мы согласны с другими людьми. Если вкратце, мы поступаем морально до тех пор, пока другие члены общества согласны с тем, что можно это делать. Сократ сказал это еще 2500 лет назад!

Относительность морали

Постфилософский мир, согласно Ричарду Рорти, является миром без моральных абсолютов. Моральность общества развивается через солидарность его членов. Каждый моральный вопрос остается открытым к обсуждению, а если достаточное количество людей будет протестовать против чего-то, это в итоге станет неправдой. «Хорошие» вещи постоянно меняют свой смысл, это — активный процесс. Жить в моральном обществе означает не то, что мы должны принять четкие правила, а то, что мы все должны вступить в постоянное их обсуждение.

Протестующие одеты, как эмбрионы
Протестующие одеты, как эмбрионы, они выступают против использования стволовых клеток в медицинских исследованиях. Правильность и неправильность этой новой области в медицине — эти темы до сих пор являются предметом дебатов



Поделиться ссылкой