Ролз: покров неведения

Идея общественного договора — некоего социального контракта, согласно которому люди следуют законам и соглашаются на ограничения в обмен на защиту друг от друга, — является устоявшейся еще со времен Гоббса. Однако в 1971 году американский философ изменил наше представление об обеспечении всеобщей справедливости закона.

Решение стать профессиональным философом пришло к Джону Ролзу после военной службы во время Второй мировой. Став свидетелем бомбардировки Хиросимы, положившей конец войне, он отказался от предложенного ему повышения до офицера и решил вернуться в Америку, чтобы посвятить свою дальнейшую жизнь изучению природы человеческой морали. В 1971 году, после 20 лет научной работы, он опубликовал свою самую знаменитую работу «Теория справедливости». В ней он представил мысленный эксперимент, позволяющий определить фундаментальные принципы справедливости, с которыми, по мнению автора, ни один рациональный человек не может не согласиться.

правосудие
Чтобы правосудие было справедливым, оно должно быть слепо к положению спорящих людей. только так оно может быть равным для всех

Покров неведения

Чтобы провести мысленный эксперимент Ролза, представьте пустынный остров, на который выбросило группу незнакомцев. У них нет никакой надежды на возврат в цивилизацию, поэтому они вынуждены заняться строительством нового общества. Для этого им нужно создать общественный договор, позволяющий людям продвигать свои личные интересы, но при этом заставляющий всех жителей острова сотрудничать друг с другом. Мы предполагаем, что людей, которые составляют этот договор, можно назвать рациональными, поэтому нет никаких оснований предполагать, что они согласятся включить в этот договор какое-либо сумасшедшее или предосудительное правило — например, правило, устанавливающее, что весь следующий год правителем этого острова будет тот, кто первым принесет яйцо птицы с соседнего острова (хотя долгие годы жители острова Пасхи именно так выбирали своего правителя).

По той же причине общество не будет принимать правил, возвышающих одного человека (или меньшинство в обществе) над прочими (например, правило о выдаче рыжеволосым жителям острова вдвое больше еды, чем остальным). Но как тогда группе людей с неизбежно конфликтующими интересами составить систему, которая стала бы приемлемой для всех?

«Принципы правосудия выбираются под покровом неведения» (Д. Ролз)

Ролз утверждает, что достичь этого можно, используя «покров неведения». Он просит представить, что нам лишь предстоит родиться, и, соответственно, мы не имеем представления о том, каково будет наше положение после рождения, — будем ли мы богатыми или бедными и т. д. Только освободившись, таким образом от неизбежной симпатии идеям, которые выгодны лично нам, мы сможем создать наиболее справедливую систему. Таким образом, «покров» Ролза призывает нас «максимизировать минимум» общественных стандартов.




Поделиться ссылкой