В самом начале XVI века Америка была Новым светом, готовым для исследований и открытий. В 1516 году английский философ разработал идею открытия острова, жители которого составляли бы совершенное общество.
Человек, о котором идет речь, был адвокатом и политиком в годы правления Генриха VIII, английского короля, знаменитого своими шестью женами, двух из которых он обезглавил наряду с сотнями других людей, потерявших его расположение (среди них, в конечном итоге, оказался и сам Мор). Мор назвал свой фантастический остров Утопией, что было игрой слов: с греческого это слово можно было перевести двояко — и как место, которого нет, и как хорошее место. Книга Мора описывает Утопию как остров в форме полумесяца, расположенный возле побережья недавно открытой Бразилии, который отделял от материка прорытый людьми канал.
На острове было 54 города, каждый из которых был разделен на 4 района и вмещал 6000 семейств, всего около 75 000 человек. Каждые 30 семейств выбирали своего представителя-филарха (сифогранта). Каждые десять сифогрантов избирают из своего числа протофиларха (транибора), который управлял 300 домами. Сифогранты также избирали государя, который управляет городом. Государь остается на своем посту в течение всей своей жизни, если только сифогранты не решат сменить его.
Население Утопии находится под жестким контролем. Люди из перенаселенных местностей высылаются, чтобы основать города на материке. Иностранцам разрешалось входить в состав этих колоний. Когда численность населения на острове падала ниже оптимальных уровней, колонии распускались, а их жители возвращались в Утопию.
Если вам кажется, что жизнь в Утопии Мора была полна ограничений, то вы правы. Частная собственность была запрещена. Еда и другие товары хранились на государственных складах. Домохозяйства просили выдать им необходимое. В Утопии даже намека не было на дефицит, хотя все было нормировано. Логика предполагала, что в такой системе не было места для воровства, поэтому на домах не разрешалось вешать замки. Каждые десять лет семья переезжала в новый дом. Любой преступник обрекался на пожизненное рабство.
Мужчины и женщины были обязаны работать на фермах в течение двух лет. Каждый поступал в обучение ремеслу, чтобы производить товары, в которых нуждались города. Все носили одну и ту же одежду, дома были построены по одному и тому же плану, ремесленникам не разрешалось придумывать что-то новое, и ни у кого не было в собственности ничего, что было бы лучше или больше, чем у соседей. Управляющие и, конечно, лидеры, как сам Мор, составляли элиту, отобранную из самых умных детей.
Хотя многие аспекты жизни в Утопии жестко регулировались законом, у граждан было право выбора религии, что было неслыханным для Европы XVI века. На острове было разрешено несколько религий, в центре культа которых были Луна, Солнце, планеты, предки и сверхъестественный бог, и ни одна из них не была доминирующей, и все проповедовали терпимость по отношению к другим. Терпимость — религиозная, философская и политическая — защищалась молитвой, которую повторяли наизусть все утопийцы, когда просили истинного бога дать им знать, если они совершали ошибку.
Утопия отличалась очень либеральными порядками, особенно в религиозной сфере. Тем не менее, сам Томас Мор был ревностным католиком и преследовал протестантов, когда занимал пост лорд-канцлера Англии. По мере того, как в XVI веке Реформация набирала силу, религиозные войны и геноцид превратили Европу во что угодно, только не в Утопию.