Видение Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр был не особенно впечатлен оптимистическим взглядом Гегеля на будущее человечества. В отличие от Гегеля он исходил из куда более мрачных предположений о том, каким может стать будущее человечества, путешествующего по равнодушной Вселенной.

Артур Шопенгауэр
Не особо интересный своим современникам Артур Шопенгауэр не был популярен при жизни. однако позднее его работы оказали значительное влияние на таких выдающихся философов, как ницше и Фрейд.

Шопенгауэр был противником учения шваба Гегеля, который был родом из южной Германии, и с гораздо большей симпатией он воспринимал идеи Канта, который так же, как и он, был уроженцем Пруссии, расположенной на северо-востоке Германии. Кант утверждал, что реальность распадалась на два несвязанных мира, внешний мир (ноуменальный) и мир идей (феноменальный).

В 1818 году Шлегель согласился с этой дихотомией, но заметил, что два этих мира — грани одного и того же явления. Шопенгауэр полагал, что возможности познания человека ограничены возможностями его чувственного восприятия: «Каждый принимает конец своего кругозора за конец света». Этот подход позволил ему дать иную интерпретацию двух граней реальности, которые он воспринимал как Волю и Представление. Каждый объект, особенно мы сами, обладает Волей.

Воля возможна только внутри объектов. Представление мы можем получить только из внешнего мира. Так, мы думаем о том, что нужно похлопать в ладоши, — это Воля в действии, затем мы ощущаем, что ладони соединяются и в результате этого действия возникает звук аплодисментов — это Представление.

Эта концепция внутреннего и внешнего существования применима ко всем явлениям, но мы осознаем только существование нашего внутреннего мира и никогда не видим, что происходит с другими объектами. Однако если пространство и время — продукты Представления, Воля бесконечна и вездесуща — и это означает, что одна и та же единая Воля пронизывает вас, меня и всю Вселенную. Но радоваться здесь нечему, добавляет Шопенгауэр. У единой воли нет доброго начала, и она абсолютно бесцельна, так что людям приходится самостоятельно отправляться на поиски счастья — и далеко не всегда это им удается.

Восточное влияние

Шопенгауэровская концепция универсальной Воли заимствована из философских учений Востока — например, индуизма и буддизма. Шопенгауэр изучал священные индуистские тексты, и его идеи добродетельной жизни созвучны учению Будды, хотя и изложены с германской безапелляционностью. У Воли нет нравственной цели, а погоня за наслаждениями, в конце концов, приводит к неизбежным страданиям. Единственный выход — отказаться от потребности в удовольствиях. Мы сможем начать испытывать подлинную эмпатию друг к другу, только если мы осознаем наше истинное положение, положение индивидуумов, являющихся носителями осколков единой Воли в иллюзорной Вселенной.

Восточное влияние



Поделиться ссылкой