Сократ (ок. 469—499 гг. до н. э.) был необычным философом для своего времени. Он направлял внимание не на тайны природы, а на человеческую личность, этику. Мыслитель жил в Афинах и в юности учился на скульптора. Также он был храбрым воином и принимал участие в Пелопоннесской войне, когда Афины сражались со Спартой за влияние в Греции. Но большинство афинян знали Сократа как философа.
Его метод заключался в диалоге. Философ задавал вопрос, получал ответ, задавал следующий вопрос с уточнением и так подводил учеников к истинному суждению, помогая ему родиться. Поэтому Сократ сравнивал свой прием с майевтикой, то есть искусством повивальной бабки. Надо сказать, что в своих вопросах мыслитель был ироничен, критиковал догматические утверждения собеседников так, что они смеялись сами над собой. Поэтому его метод также получил название сократовской иронии.
Во времена Сократа процветала софистика. Софисты, платные преподаватели красноречия, могли доказать любое утверждение, даже не соответствующее истине. Сократ, в отличие от софистов, стремился восстановить поколебленный ими авторитет знания. Он утверждал, что именно из знания проистекает добродетель: если человек знает, что такое добро, то он уже не будет поступать дурно.
Сократ не записывал свои мысли: он считал, что записи ослабляют память. Поэтому всю его философию мы знаем из трудов других мыслителей, главным образом Платона и Ксенофонта.
Сократ активно участвовал в жизни Афин. Среди его учеников были знатные люди, в том числе Алкивиад, который сначала возглавлял афинское войско, а потом был изгнан. Когда-то Сократ даже спас ему жизнь в бою. Считается, что деятельность Алкивиада привела к военному поражению Афин в Пелопоннесской войне и установлению тирании — правительства 30 тиранов. Они запретили говорить о философии на улицах. Сократ же смело критиковал тиранов и отказывался выполнять их распоряжения. Однако вовсе не сопротивление власть имущим стало причиной его гибели.
Многие мысли философа называют Сократовыми парадоксами. Вот некоторые из них.
После падения тирании и восстановления демократии граждане были злы на Сократа из-за того, что он когда-то спас Алкивиада. Кроме того, учеником Сократа был тиран Критий. Но привлекли к суду философа совсем по другой причине. По словам его ученика Ксенофонта, обвинение звучало так: «Сократ виновен, потому что не признает тех богов, каких признает город, а вводит другие, новые божества; виновен и потому, что развращает юношество». Суд приговорил семидесятилетнего философа к смерти. Ученики предлагали ему устроить побег, но тот отказался. Сократ не хотел нарушать законы страны, гражданином которой являлся, и подавать другим пример неуважения к законам, пусть он даже и не был с ними согласен. Поэтому Сократ выполнил требование суда — принял яд.