Четыре элемента природы

Оказалось, что низводящих все к воде монистических принципов Фалеса недостаточно, и философия распрощалась с монизмом. Теперь философы полагались на более основательное, но все равно глубоко интуитивное предположение, что Вселенная состоит из набора простых субстанций, или элементов.

ксилография XVI
На этой ксилографии XVI века показано, как во Вселенной из четырех элементов сочетаются представления о мужчине и женщине, о медицине, а также о субстанциях природы

В IV веке до н.э. родился древнегреческий философ Аристотель, ставший учеником Платона и на многие века вперед установивший законы развития физики. К тому времени, когда эти два великих мыслителя западной цивилизации спорили, прогуливаясь в Афинах по оливковой роще около платоновской Академии, концепция монизма уже давно сошла с авансцены философии. Вселенная больше не представлялась в виде круговорота льда, воды и пара. Напротив, на первый план вышла старая идея, появившаяся в цивилизациях Месопотамии и Египта и отразившаяся в мифологических представлениях Индии и Китая.

А в V веке до н.э. Эмпедокл обновил старые идеи, но уже на греческой «почве». Он полагал, что природа действительно состоит из нескольких фундаментальных субстанций — земли, воды, огня и воздуха. Эти субстанции, по-гречески называемые «stoikheion» (греч. «первопринцип», «материя в своей базовой форме») , сейчас принято называть стихиями.

Природа всего

Идея о том, что все на свете состоит из смеси двух или более элементов, понравилась. В те времена казалось, что четыре элемента — это тот минимум, которого вполне хватало для объяснения наблюдаемой природы вещей. Влажность была свидетельством присутствия элемента воды, жар — огня, мягкость — воздуха, а твердость — земли.

Фрагмент фрески «Афинская школа»
Фрагмент фрески «Афинская школа» работы Рафаэля (1511), в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца. Показаны Платон (слева) и Аристотель (справа). Они являются центральными фигурами и окружены множеством других великих мыслителей. Жестикулируя, Платон показывает вверх, поскольку полагает, что реальность основывается на «формах», которые нельзя почувствовать. Аристотель показывает вперед. Он живет «здесь и сейчас», и весь мир для него открывается в чувствах.

Этот излишне самонадеянный подход также распространился и на медицину. Мы до сих пор склонны к таким суждениям. Так, многим из нас доводилось слышать, что «воздушная» кровь делает людей легковесными сангвиниками, а «водная» — флегматиками. Желтая желчь рождает в нас ярость, тогда как земной холод черной желчи приводит нас в состоянии меланхолии. В донаучный период медицина занималась тем, что гармонизировала эти четыре «настроения».

Слоистая Вселенная

Эмпедокл утверждал, что элементы объединяются друг с другом и разъединяются согласно силам любви и, соответственно, ненависти. Эта вечная борьба за гармонию и вызывает изменения во Вселенной. Платон полагал, что материальный мир — это иллюзия, обман со стороны наших чувств, а элементы были и остаются совершенными, не тронутыми временем формами.

Потом пришел Аристотель, который попытался объединить эти платоновские идеи, и результатом стала теория о том, что элементы стремятся к своей чистоте, отчего происходят изменения в природе. Это доказывалось слоистым устройством нашей планеты, что в дальнейшем было распространено на всю Вселенную. На нижнем уровне была Земля, а именно твердая каменная опора под ногами.

португальская схема устройства Вселенной
К 1543 году прошло уже больше десятилетия после того, как Николай Коперник опубликовал доказательство того, что Земля вращается вокруг Солнца. Однако на этой португальской схеме устройства Вселенной показаны прежние аристотелевы сферы, где Земля покоится в центре.

Дальше шла вода, формирующая океан, воздух и, наконец, кольцо огня вокруг планеты. Дождь в данной теории вызывался тем, что вода искала в этой системе свое место, а вулканическая лава представляла собой смесь воздуха, воды и огня, стремящихся убежать от земли. Эти четыре элемента «подлунного» мира простирались до Луны. За Луной располагались концентрические оболочки Солнца, планет и звезд, состоящие из эфира, небесного пятого элемента. Эта аристотелева Вселенная считалась научной истиной вплоть до XIX века.

Пятый элемент

Правильный многогранник представляет собой трехмерный объект, в котором одинаковы все стороны, грани и углы. Самым очевидным примером является куб, однако существует и четыре других — тетраэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Эти пять многогранников больше известны как Платоновы тела. Отчасти это потому, что Платон верил, что такие совершенные геометрические формы (к тому же их немного) должны быть связанными с «тканью» Вселенной. Платон предположил, что первые четыре тела соответствуют форме четырех элементов природы.

Но как же быть с пятым, икосаэдром с 20-ю гранями? Может быть, это всепроникающий эфир — еще один элемент, который заполняет пространство между остальными? Идея пятого элемента, или же «квинтэссенции» (слово «квинтэссенция» пошло от латинского quintus, означающего «пять», и символизирует нечто наиболее существенное), продержалась в физике необычайно долго. Так, эфир все еще фигурировал в некоторых теориях даже на пороге XX века.

Китайское мироустройство

Китайское мироустройство мира

Идея фундаментальных элементов на Востоке имела свои особенности, которых не было на Западе. Классическая китайская философская мысль выделяла другие пять элементов — земля, огонь, дерево, металл и вода. Воздуха среди них не было. Сам термин «элемент» на Востоке понимался немного иначе. Там эти пять элементов также были фундаментом, однако они представляли этапы в бесконечном цикле роста, смерти и обновления. Дерево кормит огонь, огонь создает землю (пепел), земля порождает металл (руда), металл переносится водой (водонепроницаемые сосуды плавают), а вода стимулирует рост деревьев.




Поделиться ссылкой