Как появилась квантовая физика?

«Наука нуждается в воображении, но воображение находится в ужасной смирительной рубашке знания.»
Ричард Фейнман

Многие века человеческие умы будоражили рассказы и проявления магических феноменов. И только в наши дни появилась наука, определившая качественные и количественные закономерности перехода энергетических структур в более или менее плотное состояние. Эта наука — квантовая физика.

Классическая физика, как известно, описывает поведение материальных объектов. В противоположность ей квантовая физика сосредоточена только на математическом описании процессов наблюдения и измерения. При этом элементом анализируемой картины мира становится сам наблюдатель.

Эта наука является относительно молодой, что не мешает, а может, и способствует появлению в ней множества фантастических гипотез.

Квантовая физика уже давно вошла в нашу жизнь. Но пользоваться благами, созданными с ее помощью, еще не значит понимать, что это такое. У многих знания физики заканчиваются на уровне средней школы, и далеко не все изучали легендарный третий том «Теоретической физики» Л. Д. Ландау и Е. М. Лифшица, и для многих такие понятия, как волновая функция и уравнение Шредингера,— это что-то из потустороннего мира. Специфический же математический аппарат квантовой механики — это сложные формулы и малопонятные слова. Поэтому в данной книге мы постараемся придерживаться общедоступного уровня изложения, избегая элементов тензорного анализа и прочей специфики квантовой механики, и изложить отдельные аспекты этого постоянно развивающегося и самого молодого раздела физики.

Точка отсчета

Для подавляющего большинства людей квантовая механика находится за гранью понимания. И дело тут даже не столько в сложном математическом аппарате, сколько в том, что законы квантовой механики не имеют подсознательной ассоциации — их невозможно себе представить.

История квантовой физики началась 14 декабря 1900 года. Именно в этот день немецкий физик и будущий нобелевский лауреат Макс Планк доложил на заседании Берлинского физического общества о фундаментальном открытии квантовых свойств теплового излучения. Так в физике появилось понятие кванта энергии, а среди других фундаментальных постоянных — постоянная Планка.

Квант — это неделимая порция какой-либо величины, в частности энергии.В основе этого понятия лежит представление о том, что некоторые физические величины могут принимать только определенные значения (говоря научным языком, физическая величина квантуется).

Открытие Планка и появившаяся затем, в 1905 году, теория фотоэлектрического эффекта Альберта Эйнштейна, а также создание в 1913 году Нильсом Бором первой квантовой теории атомных спектров стимулировали создание и дальнейшее бурное развитие квантовой теории и экспериментальных исследований квантовых явлений.

Все познается... В развитии

Уже в 1926 году Эрвин Шредингер сформулировал свое знаменитое волновое уравнение, а Энрико Ферми и Поль Дирак получили квантово-статистическое распределение для электронного газа, учитывающее заполнение отдельных квантовых состояний.

В 1928 году Феликс Блох произвел анализ квантово-механической задачи о движении электрона во внешнем периодическом поле кристаллической решетки и показал, что электронный энергетический спектр в кристаллическом твердом теле имеет зонную структуру. Фактически это стало началом нового направления в физике—теории твердого тела.

Сфера Блоха
Сфера Блоха является представлением кубита, фундаментального строительного блока квантовых компьютеров

Весь XX век—это период интенсивного развития всех тех разделов физики, для которых квантовая теория стала прародителем.