Питер Хиггс

Питер ХиггсМы можем с уверенностью сказать, что 4 июля 2012 г. произошло открытие новой частицы, скорее всего, неуловимого бозона Хиггса, что стало крупнейшим научным прорывом года. Для большинства было достаточно узнать, что Большой адронный коллайдер (сокращенно БАК), этот огромный и невероятно дорогой ускоритель частиц, созданный в Швейцарии, наконец-то подтвердил давнюю, но весьма логичную физическую теорию. Были получены поразительные значения, названы невероятные скорости и необычайно маленькие теоретические частицы, существующие бесконечно малый промежуток времени, и это поразило коллективное воображение. Однако для тезки частицы, Питера Хиггса, это стало логическим завершением его карьеры.

Хиггс родился в городе Ньюкасл-апон-Тайн, в Англии, в 1929 г. Он закончил Кингс-колледж Лондонского университета с дипломом по физике, а затем получил степень магистра и, наконец, в 1954 г., докторскую степень. Именно в период работы исследователем и лектором Хиггс начал работу над научным докладом, который помог описать природу массы, хотя в самом начале на него никто не обратил внимание. Хиггс начал заниматься теорией квантового поля – фантастического мира сил, которые связывают субатомные частицы, бывшего в то время новой отраслью науки.

В том же году его первая работа, посвященная бозону Голдстоуна, была принята и опубликована физическим журналом, издававшимся в только что основанном ЦЕРН в Швейцарии. Но, к его разочарованию, следующая статья, законченная в 1964 г., была отклонена на том основании, что она не имела отношения к физике. В статье говорилось о таком радикальном понятии, как механизм Хиггса, скалярном поле, присутствующем во всех точках пространства и придающем частицам массу. Механизм Хиггса был в том же году независимо друг от друга открыт несколькими ведущими физиками, однако ни один из них не упомянул массивный бозон, о котором Хиггс написал в своей исправленной статье. Идеи Хиггса использовались в конце 60-х годов для описания происхождения массы частиц такими физиками, как Стивен Вайнберг и Абдус Салам, но в течение некоторого времени решение этой проблемы ускользало от научного сообщества.

К 1983 г., когда Питер Хиггс стал членом Королевского общества, единственными недоказанными частями этой теории электрослабого взаимодействия оставались поле Хиггса и бозон Хиггса, но для окончательного разрешения загадки бозона потребовалось почти 20 лет и небывалые физические эксперименты в Большом адронном коллайдере и вне его. В 1996 г. Питер Хиггс завершил свою карьеру, за время которой он получил медаль Резерфорда и Дирака. После объявления ЦЕРН, сделанного в 2012 г., он получил похвалы от многих известных физиков, в том числе и Стивена Хокинга, который публично порекомендовал вручить ему Нобелевскую премию по физике.