Белки

Главная » Химия » Белки

Белком называют весьма сложные органические соединения, входящие в состав каждого организма и играющие в его жизненных процессах в высшей степени важную роль. Белок входит в состав протоплазмы и протоплазматических образований - клеточного ядра и хроматофор. Нет ни одной живой клетки, где не было бы белковых веществ. Сам белок, в свою очередь, состоит из аминокислот.

Впервые белки как отдельный класс органических соединений были выделены в 20-40-ые годы 19 века. Большая роль в их открытии принадлежит немецкому химику Юстасу Либиху и нидерландскому химику Г. Мульдеру. Последний предложил назвать вновь полученную группу органических соединений протеинами. В середине 20 века, в связи с открытием новых типов и групп протеинов, группа была расширена и получила название группа белков. В настоящее время насчитывают свыше 10 миллиардов различных - естественных и искусственных - видов белков. Среди них протеины, ферменты, антитела, гормоны.

Физические свойства

Белки в твердом состоянии обычно белого цвета. В растворах они не имеют цвета, но прекрасно усваивают цвет окружающей среды. Исключение из этого правила составляет ряд белков, среди которых наиболее известен ярко-красный гемоглобин. Растворимость в воде у разных белков сильно различается. Она зависит от рН раствора и от концентрации солей в растворе. На этой основе построен метод «высаливания» белков: каждый белок осаждается только при определенных условиях. Часто осажденный белок имеет форму кристалла.

Для открытия белка в самих клетках существует несколько химических реакций:

• раствор йода окрашивает белковые вещества в желто-бурый цвет,

• азотная кислота - в желтый,

• крепкая серная кислота и раствор сахара - в розовый,

• смесь азотнокислой окиси и диоксида ртути  - в красный,

• раствор медного купороса и едкого натрия - в фиолетовый цвет.

Нужно заметить, однако, что лишь совокупность многих реакций, а не каждая в отдельности может служить несомненным доказательством присутствия белковых веществ. Характерными для белковых веществ являются также жадное поглощение ими некоторых красящих веществ (например, аммиачного кармина) и наступающая вслед за тем интенсивная окраска.

Классификация растительных белков

Все белки распределяют в две группы:

• белки, перевариваемые пепсином (фермент желудочного сока),
• не перевариваемые пепсином.

Белки первой группы или уже сами по себе растворимы в воде, или становятся растворимыми после действия пепсина. Их подразделяют, в свою очередь, на растительные альбумины, растительные клейковины и казеины. К этой группе принадлежит большинство растительных белков.

Представители второй группы под влиянием пепсина не изменяются, не перевариваются. От других белков эти белки отличаются значительным содержанием фосфора в своей структуре. Сюда принадлежат нуклеины, входящие в состав клеточных ядер.

© copyright 2012 - 2016 Детская энциклопедия. Все о человеке, нашей планете, истории.