Природа горения

Памятник шведскому химику Карлу Вильгельму Шееле (1742—1786) в Стокгольме

Вначале XVIII в. процессы горения толковали следующим образом. Считалось, что в горючих веществах якобы содержится горючая субстанция — флогистон. При горении флогистон высвобождается. Металлы состоят из «земли» — оксида металла и флогистона. Правда, при прокаливании металла его масса увеличивается. Но это объясняли тем, что флогистон имеет отрицательную массу.

Отказу от теории флогистона способствовало открытие кислорода. Сегодня считают, что кислород открыл английский химик Джозеф Пристли 1 августа 1774 г. Он разложил оксид ртути в герметично закрытом сосуде, с помощью сильной линзы направляя на него солнечные лучи.

За несколько лет до Пристли, в 1771 г., кислород удалось получить шведскому химику Карлу Шееле. Он применил прокаливание селитры с серной кислотой, получил в результате оксид азота и разложил. Этот газ Шееле назвал огненным воздухом и описал в книге, которая была издана в 1777 г. А поскольку Пристли сообщил о своем открытии раньше, ему и отдан приоритет.

И Пристли, и Шееле сообщили о своих открытиях Антуану Лорану Лавуазье, выдающемуся французскому химику. В 1775 г. Лавуазье доказал, что кислород представляет собой составную часть воздуха веществ.

Лавуазье сжигал различные вещества, взвешивая их до и после эксперимента. Вес золы был больше первоначального веса вещества. Лавуазье доказал, что при горении происходит химическая реакция, то есть окисление элемента, масса полученного вещества увеличивается именно за счет окислителя — кислорода, а вовсе не по надуманной причине — якобы отрицательной массе несуществующего флогистона.