Василий Великий

Василий Великий (329—378 гг.) — один из трех каппадокийских отцов Церкви наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписывают изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.

Настенная роспись с изображением Василия Великою.
Настенная роспись с изображением Василия Великою.

Родиной Василия была Кесария Каппадокийская, поэтому его еще называют Василием Кесарийским. Он появился на свет приблизительно в 329 г. Оба родителя принадлежали к знатным и очень состоятельным родам, но семейство его славилось не только этим, но и выдающимися способностями, ревностным отношением к христианству. Примечательно, что из десяти родившихся в этой семье детей половина была причислена к лику святых вместе со своей матерью.

Василий получил превосходное образование: сначала обучался на родине, потом 18-летним юношей приехал в Константинополь, где изучал различные науки: физику, астрономию, медицину, философию, риторику, математику. Василий был слушателем лекций известного софиста Ливания. Его познания в философии и других науках значительно расширились после пребывания в течение нескольких лет в Афинах.

После возвращения на родину, в Кесарию, Василий занимался делами сугубо светского характера, однако под влиянием сестры Макрины его интерес к духовной жизни все более возрастал, превращаясь в осознание призвания. Образ жизни Василия Великого стал более аскетичным; вместе с группой единомышленников он уехал на семейные земли в Понте, подальше от города с его суетой и соблазнами. После крещения Василия посвятили в чтецы.

В 357 г. он отправился в путешествие в Египет через Палестину и Сирию. Там он ездил по монастырям, наносил визиты известным отшельникам, активно штудировал труды святых отцов, совершал аскетические подвиги.

По возвращении Василий основал в Понтийской области ряд монастырей, для которых собственноручно написал устав. Василия Великого рукоположили в пресвитеры, позднее он стал епископом, а в 370 г. его избрали архиепископом Кесарии.

На поприще служения богу Василий снискал себе всеобщее уважение и славу (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был поистине велик. Архиепископ строго следил за тем, чтобы каноны не нарушались, а в церквях царила дисциплина. Им были основаны не только два монастыря, но и гостиница, странноприимный дом, богадельня; живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку. Активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой частью его служения богу и людям.

Образ жизни его был очень строгим, аскетичным, а сила молитвы — великой. Обладая сверхъестественной прозорливостью, Василий Великий мог отмаливать даже самые тяжелые грехи и давать надежду отчаявшимся грешникам; был наделен он и даром сотворения чудес.

Богатое наследие Василия Великого включает в себя книги в защиту православной веры, толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма. Созданные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии пользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Лепта, внесенная Василием Кесарийским в святоотеческую литературу, не потеряла актуальности до сих пор. И в наши дни в церквях служится литургия Василия Великого, создание которой приписывается именно этому знаменитому богослову.

Цитаты и афоризмы Василия Великого

Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.

Сверх меры подобает спать мертвым, а не живым.

Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.

Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.

Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается.

Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы», — верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.




Поделиться ссылкой