Алёша Попович

Алёша Попович. А. П. Рябушкин. 1895 г.
Алёша Попович. А. П. Рябушкин. 1895 г.

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия (отсюда и Попович), самый младший в троице известных русских богатырей. Если Илья отличается силой, а Добрыня мудростью, то Алёша славится красотой и хитростью. Это удивительный персонаж, не слишком типичный для былин о богатырях из-за некоторой неприглядности характера.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП

Основная версия связывает образ Алёши Поповича с ростовским боярином Александром Поповичем, по некоторым версиям, Олёшей. Он служил князю Всеволоду Большое Гнездо, а по смерти его — и сыну князя, Константину Всеволодовичу. Отстаивал права последнего на престол против брата Юрия Всеволодовича. Как гласят летописи, боярин Попович был знаменитым «храбром» и в поединке сразил лучших воинов князя Юрия. После смерти Константина и вокняжения его брата Александр перешел на службу к киевскому правителю Мстиславу Старому. В 1223 г. в битве при Калке пал вместе со своим государем.

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ

Алёша Попович столь же необычен в своем характере, сколь и Добрыня Никитич. Все-таки в большинстве своем удалые молодцы славились недюжинной мощью, а невежеством, как Добрыня. Так что уж говорить о тех чертах, которые приписывают Алексею Леонтьевичу…

Этот богатырь не только не имеет какой-либо особой силы — напротив, в некоторых былинах говорится о том, что он хром, а оттого слаб. Зато Алёша хитер, сметлив, находчив. Можно ли это считать качествами, достойными восхваления? Сложно судить.

В своем увлечении прекрасным полом Алёша Попович не гнушается и откровенной, неприглядной ложью. Пока крестный брат его Добрыня Никитич совершает ратные подвиги, он рассказывает жене его Настасье Микулишне, что видел в поле труп Добрыни. Этим он пытается склонить красну девицу к замужеству.

Алёша лукав, кичлив и хвастлив, а в шутках его больше коварства, чем безобидного смеха. Другие богатыри то и дело порицают его за это.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Несмотря на свою известность, Алёша Попович выступает в качестве главного героя всего в двух былинных сюжетах. Зато в той или иной степени упоминается в более чем 50 сказаниях.

Алёша Попович и Тугарин Змей. Приехал Алёша со своим слугой Екимом Ивановичем ко двору киевского князя Владимира. Не захотел он сесть ни возле правителя, ни супротив него, а выбрал себе место на печке муравленой. По сю пору явился на пир Тугарин Змей. Расселся между князем Владимиром и княгиней Апраксией — в три горла ест, в три горла пьет. А Алёша над ним насмешничает-потешается — с дурной коровой да собакой дворовой сравнивает. Разобиделся Тугарин, покинул палаты, сел на коня своего с бумажными крыльями да и улетел. Вышел вслед за ним во двор и Алёша, помолился Божьей Матери и Иисусу Христу. Внезапно полил дождь, намокли крылья у Тугаринова коня, да и упало чудо на сыру землю. Тут богатырь изловчился, под его конем схоронился да срубил Тугарину буйну голову. А за то князь Владимир оставил Алёшу в Киеве на службе, в чести и довольстве.

Алёша Попович и сестра Збродовичей. На пиру у князя Владимира все веселы, пьют, едят да хвастают. Поднялся Алёша Попович, начал похваляться, что, мол, видел он Елену Збродовну в одной рубашечке. Засомневались Збродовичи, проверять пошли. Ан и правда — открыла Елена окошечко в одной рубашке, начала звать друга милого Алёшу.

Порешили братья наказать сестру, но та по совету Алёши попросила отвезти ее в поле и там срубить ей буйну голову. Как бы кончилось все — неведомо, только позабыли братья плаху липовую. А пока ездили за ней, освободил Алёша девицу милую, увез в Киев-град да законным путем повенчался.




Поделиться ссылкой